Флагман ВМС Украины сломался
после ремонта на заводе Порошенко

«Лента “Ру”»  --  19 мая 2017, 09:52

n 10 1026p

Фото: Денис Петров / РИА Новости

 

На украинском фрегате «Гетман Сагайдачный» вскоре после ремонта вышел из строя дизельный двигатель. Об этом сообщили в Генеральной прокуратуре Украины.

Ремонт проводился в рамках гособоронзаказа. «Несмотря на нарушение условий контракта, предприятие-подрядчик не устранило недостатки двигателя по гарантии в течение согласованного срока», — отметили в ведомстве.

С целью устранения нарушений военная прокуратура обратилась в суд с иском о взыскании штрафа в пользу государства на сумму 668 тысяч гривен (около 1,45 миллиона рублей). Разбирательство продолжается.

Как писало в феврале РИА Новости Украина, заказы на ремонт кораблей украинского флота получил киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», которым владеет президент Пётр Порошенко. В частности, на работы над «Гетманом Сагайдачным» предприятию было выделен 91 миллион гривен.

В январе сообщалось, что фрегат и несколько катеров морской охраны Госпогранслужбы Украины оказались скованы льдами в Военной гавани Одесского порта. Также там был замечен единственный украинский парусник - учебный трёхмачтовый корабль «Дружба».

«Гетман Сагайдачный» - флагман Военно-морских сил Украины. Фрегат был спущен на воду в марте 1992-го, спустя год его ввели в эксплуатацию. Корабль регулярно пытается участвовать в учениях по стандартам НАТО.

 

 

R 3

 

Поломанный Гетман: как Сагайдачный стал символом «величия» украинского флота

ТРК «Звезда», Виктор Сокирко  --  22 мая 2017, 08:04

Фото: Ukrainian_navy_frigate / Минобороны Украины / РИА Новости / Globallookpress

n 10 1043p

 

У пограничного сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей», который должен был получить название «Киров», могла быть совершенно иная судьба. Возможно, его бы уже списали в запас по давности лет и пустили на металлолом, или, наоборот, подвергли глубокой модернизации и до сих пор активно использовали в качестве боевой флотской единицы. Некоторые его российские «одногодки» до сих пор бегают по морям и океанам. Этот корабль, доставшийся Украине в 1992 году, получил новое название «Гетман Сагайдачный» и гордый статус флагмана флота ВМС этой страны. Но на плаву корабль так и не остался.

История нынешнего флагмана украинского флота, типа фрегата, «Гетмана Сагайдачного» уходит в начало 70-х годов прошлого века. Тогда для морчастей погранвойск был разработан проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Этот ПСКР отличался от всех пограничных кораблей, в том числе своих предшественников проектов 1135 и 1135М, более мощным вооружением и наличием вертолётной площадки. Корабли этого ранга предполагалось использовать в первую очередь в зоне Тихого океана.

n 10 1044pГоловной корабль этой серии «Менжинский» был заложен в 1981 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. За ним последовали аналогичные «Джержинский», «Орёл», «Анадырь», «70-летие Погранвойск», «Кедров», «Боровский». Все они вступили в состав морчастей погранвойск ещё до 1991 года, и часть из них до сих пор входит в состав ВМФ России, потеряв пограничный статус из-за мощного вооружения. Из оставшихся на стапелях трёх кораблей этого проекта достроен был лишь СКР «Киров», который волей судьбы во время раздела Черноморского флота в 1993 году был введён в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетман Сагайдачный». Теоретически этот сторожевик мог получить российскую «приписку», но на момент достройки завод-изготовитель являлся уже украинской собственностью и корабль поднял на флагштоке жёлто-голубой флаг.

«Корабли этого проекта были самыми мощными в составе морских частей погранвойск, – рассказывает военно-морской эксперт Станислав Комаров, который проходил службу на одном из таких сторожевиков. – Это был корабль ближней океанской зоны, который мог автономно действовать на значительном удалении от берега и выполнять задачи вне пограничной зоны. Его корпус, изготовленный из стали и снабжённый удлинённым полубаком и двойным дном, был разделён водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. По тем временам наличие вертолётной площадки, где базировался Ка-27, на пограничном сторожевике было значимым усилением в первую очередь его боевых возможностей. Их усиливали гидроакустические станции "Платина-С" и "Бронза". Вооружение соответствовало классу большого противолодочного корабля, способного выполнять задачи более высокого уровня, чем у остальных пограничных кораблей. Это было веянием того времени, когда советский ВМФ противостоял внешним угрозам на многих направлениях Мирового океана, а его составляющая, в виде морчастей погранвойск, должна была прикрывать гораздо большую зону ответственности, чем это было ей положено по статусу мирного времени. Такому кораблю точно не предполагалось гоняться за мелкими браконьерскими суднами».

n 10 1045pКорабли проекта 11351, к которым относится и нынешний «Гетман Сагайдачный», действительно имеют несвойственное по мощности для пограничных сторожевиков вооружение. На их вооружении находятся скорострельные 100-мм артиллерийские установки АК-100, зенитные 30-мм установки АК-630, четырёхтрубные 533-мм торпедные аппараты, 12-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-6000, ЗРК «Оса-МА2». Эти корабли оборудованы установками для постановки минных заграждений. Возможно, что на украинском варианте корабля установлены и другие системы вооружений и, скорее всего, гидроакустических станций и радиоэлектронной борьбы, но вряд ли они отличаются от прежних советских аналогов.

Доставшийся в наследство Украине сторожевик, получивший статус флагмана в отсутствии так и не достроенного за 25 лет ракетного крейсера «Украина», как одна боевая единица в принципе представляет достаточно мощную силу. Но только в составе группировки надводных кораблей, подводных средств, морской авиации, береговой артиллерии и пр. и пр. Среди прочих, «Гетмана Сагайдачного» может поддержать на море только несколько бронекатеров, способных действовать в прибрежных водах и подразделения морской пехоты, которым и в море выйти не на чем. Да и сам флагман всякий раз ломается сразу после ремонта и теперь может только фигурально участвовать в совместных учениях с силами НАТО в Чёрном море.

«Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана "Гетман Сагайдачный" является художественный фильм "Водный мир", — считает эксперт-маринист, эксперт по морской тактике Александр Зимовский. — Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер "курильщиков", который приводился в движение вёслами. Гребли этими вёслами различные маргиналы, причём упирались они банально, за сигареты и натуроплату. Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник ExxonValdez, судно с тяжёлой судьбой (несколько серьёзных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).

n 10 1047p

В известном смысле «Гетман Сагайдачный» – это такой украинский ExxonValdez. «Сагайдачный» столь же невезучий и практически в настоящее время ходит только на вёслах. И экипаж на нём служит тоже за еду, чего уж там. При всём при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.

n 10 1046pНастоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причём все эти молодецкие налёты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался "военным предпринимательством", как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.

n 10 1048pДля того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Чёрному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налёты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Всё списывалось на самодеятельность частных лиц. В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть "Одиссею капитана Блада" и с пользой скоротать вечер.

Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Чёрном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи – в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер. Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на весельных «чайках».

Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времён Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась всё той же большой весельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола.

n 10 1049p

Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с лёгкостью поймёте, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».

 

R 3

 

Украинский адмирал рассказал
о скором списании флагмана ВМС

«Лента “Ру”»  --  1 июня 2017г.

n 10 1066p

Фрегат «Гетман Сагайдачный» на Ильичевском СРЗ

Фото: Денис Петров / РИА Новости

 

Вице-адмирал Военно-морских сил Украины (ВМСУ) Сергей Гайдук сообщил, что у флагмана украинского флота - фрегата «Гетман Сагайдачный» - в 2018 году истекает срок эксплуатации, передаёт в четверг, 1 июня, «Корреспондент».

«Жизненный цикл корабля сократился из-за постоянных проблем с финансированием», — признал Гайдук. По словам флотоводца, главная проблема флагмана заключалась в том, что дизель-генераторы были изготовлены в России и украинские предприятия не могли провести их плановый ремонт должным образом.

Вице-адмирал высказал мнение, что ВМС Украины следует пополнять кораблями, адаптированными под стандарты НАТО.

Кроме того, как отметил Гайдук, списочный состав украинского флота мог сократиться из-за некоего влияния России. ВМСУ после обретения республикой независимости досталось три фрегата того же типа, что и «Гетман Сагайдачный», но два из них пришлось списать. «Не исключаю, что к этому приложил руку и "старший брат"», — сказал вице-адмирал, не пояснив, каким образом Россия вмешивалась в обслуживание кораблей украинского флота.

19 мая Генеральная прокуратура Украины сообщила, что на «Гетмане Сагайдачном» вскоре после ремонта вышел из строя дизельный двигатель. Заказы на ремонт корабля украинского флота исполнял киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», которым владеет президент Пётр Порошенко.

Украинские политики регулярно выступают с обвинениями в адрес России. В Москве указывают на абсурдность таких заявлений, подчёркивая, что они не имеют под собой никаких оснований.

«Гетман Сагайдачный» - флагман Военно-морских сил Украины. Фрегат был спущен на воду в марте 1992-го, спустя год его ввели в эксплуатацию.

 

Волонтёр из ФРГ:
«Киев намеренно толкает Донбасс в сторону России»

РИА «Новости»  --  05.05.2017г.

n 10 1017p

Фото: © РИА Новости. Сергей Аверин

 

Объединение Zukunft Donbass ("Будущее Донбасса") из федеральной земли Тюрингия (ФРГ) 4 мая отправило очередную партию гуманитарной помощи в Луганскую народную республику: больничные кровати, мебель для палат, оборудование для капельниц, аппараты ЭКГ и кресла-каталки. Доставка финансируется за счёт частных пожертвований.

Объединение "Будущее Донбасса" уже больше года помогает Донбассу. Одна из инициаторов гуманитарной помощи Ивана Штайнигк посетила в апреле Луганск и разговаривала там с врачами и обычными жителями, чтобы лучше представить себе положение на месте. О своих впечатлениях она рассказала в эфире радио Sputnik.

«Люди, конечно, страдают от последствий войны и блокады. Но продуктовые магазины снова открылись, работают школы, больницы ремонтируются. Виден небольшой прогресс на месте, происходит восстановление. Некоторые больницы были отремонтированы за счёт российской финансовой помощи. Но медицинской техники очень мало, и палаты для пациентов плохо оборудованы», — рассказала Ивана Штайнигк.

Несмотря на полную прозрачность деятельности и регулярные обращения, организация не получила поддержки со стороны германских политиков. Ивана Штайнигк объясняет это следующим образом: «У меня сложилось впечатление, что эта тема – слишком щекотливая для немецкой политики. Пока что поддержки не было».

Из-за блокады Донбасса со стороны Украины доставка гуманитарной помощи осуществляется через Россию. Официально такие поездки в ЛНР, согласно украинским законам, считаются незаконными. Об этом тюрингскую организацию предупреждали и немецкие власти.

«С нами связывались из МИДа Германии и проинформировали нас о том, что то, что мы делаем, незаконно. После этого мы ещё раз направили официальные запросы в Киев, где рассказали о нас и нашей работе. Мы это делали и раньше, прежде чем больше года назад заняться доставкой помощи, и не получили ответа. Сейчас мы вновь ждём ответа, как мы легально можем отправлять гуманитарную помощь в ЛНР. Но мы с трудом можем себе это представить, ведь этот регион полностью блокирован украинской стороной», — говорит Ивана Штайнигк.

В последнее время помимо введения транспортной блокады Украина отрезала Луганск и от сетевых коммуникаций. Такая тактика Киева, кроме всего прочего, ведёт и к политическим последствиям, считает Ивана Штайнигк.

«Отрезая эти территории полностью от электро-, газо- и водоснабжения, этих людей толкают всё больше в сторону России. Я считаю, эта тактика вполне намеренная», — сказала она.

Реинтеграция Донбасса не является целью украинской стороны, полагает Ивана Штайнигк. А жители самопровозглашённых республик, по её мнению, в душе всё больше отдаляются от Украины.

«Преобладающая часть людей, с которыми я говорила в Луганске, с трудом может себе представить реинтеграцию в Украину. Не только на практическом, но и на эмоциональном уровне людям тяжело было бы вернуться в страну, которая их обстреливала», — считает Ивана Штайнигк.

Мнение: «За $400 тысяч Климкин в США не встретился бы даже с мэром...»

РИА «Новости»  --  12.05.2017г.

n 10 1016p

Фото: © аккаунт посольства Украины в США в сети Facebook

 

В МИД Украины опровергли информацию о том, что заплатили $400 тысяч за встречу министра иностранных дел Павла Климкина с президентом США Дональдом Трампом. Своим мнением по этому поводу с радио Sputnik поделился политолог Владимир Жарихин.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что украинская сторона не платила за организацию встречи с президентом США Дональдом Трампом и не использовала для этого лоббистов.

Ранее депутат Верховной рады Украины от Радикальной партии Андрей Артеменко, предложивший "план" снятия санкций с РФ, заявил, что Киев заплатил 400 тысяч долларов американской лоббистской фирме за встречу украинской делегации с высшим руководством США.

«Я по определению, и это мой принцип, не использую никаких лоббистов или других для организации встреч… В политике лоббизм, да ещё на таком уровне, не работает. У меня есть очень чёткий принцип: я никогда не использую платные услуги или другое тех, кто нам помогает», — сказал Климкин на пресс-конференции в пятницу.

n 10 1018pОн отметил, что Украине помогает только "наши собственные интересы, наша борьба".

Заместитель руководителя Института стран СНГ, политолог Владимир Жарихин также считает лоббирование встречи украинского министра иностранных дел с американским президентом маловероятным.

«Я не приценивался, необходимости такой не было, но мне всё-таки кажется, что встреча с президентом США стоит несколько дороже. Видимо, украинский депутат исходил из тех сумм, которые фигурируют внутри Верховной рады, когда кому-то хочется встретиться с одним из депутатов. Ну а если говорить серьёзно, то мне кажется, что это действительно просто "фейк". Это анекдот: за 400 тысяч там (в США) с мэром небольшого города не встретишься. Кроме того, Трамп является миллиардером и так дёшево не продаётся», — сказал Владимир Жарихин в эфире радио Sputnik.

Что касается самой встречи Дональда Трампа и Павла Климкина, то она, по мнению политолога, была чистой формальностью.

«Встреча с Климкиным, видимо, всё-таки была запланирована в Белом доме, чтобы иметь какие-то рычаги влияния в предстоящей (на тот момент) встрече с министром иностранных дел РФ господином Лавровым. Сама встреча была ни о чём, она была чисто формальной. Была попытка просто показать, что встречаются не только с Лавровым, но и с Климкиным, и что украинская тематика находится в центре, пусть и не в самом, внимания США, что США остаются игроком на украинском поле», — полагает Владимир Жарихин.

Блокадный статус

Почему Порошенко разорвал экономические связи с Донбассом

«Лента “Ру”», Николай Подгорный  --  21 марта 2017г.

n 10 978p

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

 

15 марта власти Украины приняли решение о введении полной грузовой транспортной блокады неподконтрольных территорий Донбасса. Таким образом, частичная блокада мятежных республик со стороны радикальных элементов сменяется официальной, которая, по всей видимости, будет бессрочной. Кто и почему принимал резонансное решение, как отреагировал Запад и какие могут быть последствия, разбиралась «Лента.ру».

 

Не смог победить? Надо возглавить!

Введению официальной товарной блокады Донбасса со стороны Киева, как известно, предшествовала блокада республик гражданскими активистами, с главными заводилами в лице народных депутатов Украины Семена Семенченко, Егора Соболева и Владимира Парасюка. Напомним, что об акции было заявлено ещё в конце декабря прошлого года. В январе активисты (как неоднократно подчёркивали организаторы блокады, основной движущей силой выступили ветераны АТО - антитеррористической операции, так в Киеве называют боевые действия на юго-востоке) заблокировали две железнодорожные ветки в Луганской области, потом перекрыли ряд железнодорожных переездов в Донбассе, а в феврале «редут» был возведён и на автомобильной трассе Ясиноватая - Константиновка. Власти в Киеве - как президент, так и правительство - отзывались о блокаде крайне негативно, ссылаясь на те проблемы, которые она создаёт для экономики страны. Впрочем, словами всё и ограничивалось. Реальных действий по ликвидации этой инициативы Киев не предпринимал, более того - глава МВД Аваков дал понять, что силового разгона точно не будет. А вот реакция Донецка и Луганска была не в пример жёстче. Сначала Киеву выдвинули ультиматум о снятии блокады, а когда он не был выполнен - десятки предприятий украинской юрисдикции в республиках Донбасса попросту перешли под внешнее управление властей ДНР и ЛНР.

n 10 979p

Теперь силы официального Киева могут
сменить радикалов на блокпостах в Донбассе

Фото: Sandro Maddalena /
/ ZUMA Press / Globallookpress.com

Нет сомнения, что изначально игра в блокаду Донбасса была исключительно украинской внутриполитической разборкой. Большинство экспертов сходится во мнении, что за всем этим стоит олигарх Игорь Коломойский, таким образом поквитавшийся с властями Украины за все свои утраченные активы и проблемы последних лет. Некоторые политологи, знакомые с ситуацией, не исключали, что блокаду придумал сам… Ринат Ахметов, чтобы получить дополнительные бонусы от дефицита угля, который должен был неизбежно возникнуть в итоге этой акции. Звучали также мнения, что на самом деле блокады никакой не было - мол, делали соответствующую картинку и пиар, а нужные грузы спокойно пропускали в оба направления. Однако, как обычно на Украине, всё очень быстро пошло не так. После решения о национализации, принятого и оперативно реализованного в ДНР и ЛНР, робких попыток силового решения вопроса и хаоса, который они породили (включая старый добрый захват облгосадминистраций и пылающие шины) официальному Киеву срочно понадобился новый план действий. Так власти Украины и пришли к официальной блокаде. Можно сказать, что для Киева это игра ва-банк.

15 марта на экстренном заседании Совета национальной безопасности и обороны президент Порошенко внёс предложение полностью приостановить грузоперевозки через линию разграничения в Донбассе, исключая гуманитарную составляющую. Его логика не очень понятна. Он сначала обрушился на организаторов неофициальной блокады, которые своими действиями «отдалили перспективу возвращения оккупированных территорий, так как оккупанты легко могут получить всё, что им нужно, через неконтролируемые участки украинско-российской границы». А потом тут же предложил столь вредную блокаду… узаконить. «Поэтому предлагаю принять решение о временной полной остановке транспортного - и не только железнодорожного - сообщения с оккупированной территорией. Оно будет действовать до тех пор, пока оккупанты не вернут назад под юрисдикцию Украины украденные украинские производства», — объявил Порошенко.

n 10 980p

Президент Украины Петр Порошенко
принял парадоксальное решение
возглавить блокаду

Фото: Serg Glovny /
/ ZUMA Press / Globallookpress.com

Решение было принято и в тот же день, буквально через несколько часов, воплощено в жизнь силовиками. Более того, как потом уточнил секретарь СНБО Александр Турчинов, запрет на перемещение грузов привязан не только к возвращению под украинскую юрисдикцию «захваченных предприятий», но ещё и к реализации пунктов 1 и 2 «Комплекса мер по выполнению Минских договорённостей от 12 февраля 2015 года» (прекращение огня и отвод вооружений). В общем, Киев сделал условия снятия блокады фактически невыполнимыми.

Резонанс от принятых решений был так силен, что вечером того же дня Порошенко пришлось прервать свой долгий мораторий на общение с прессой и выйти на телеинтервью. Здесь ситуация немного прояснилась. Оказывается, вопреки пропаганде Киева, часть бывших украинских предприятий на самом деле с 1 марта перерегистрировалась и начала платить деньги в бюджеты республик Донбасса. «Мы не могли принять продукцию из захваченных, украденных производств, и ситуация требовала решительных и быстрых действий. И это первая мотивация, которая полностью запрещает перемещение товаров», — сообщил президент Украины. Тут надо обратить внимание на то, что национализация состоялась 1 марта, а решение СНБО датируется 15 марта, так что какой бы ни была истинная мотивация Киева, «быстротой» и «решительностью» здесь даже и не пахнет.

 

Недоумение Запада

Очень похоже, что действия Киева всерьёз ошарашили «западных партнёров» украинской власти. Судя по официальным комментариям, в США инициативу не поддержали, а в ЕС вообще встретили достаточно критически. «Мы внимательно отслеживаем блокаду на востоке Украины ... Я просто хочу подчеркнуть важность решения вопроса мирным путём и способом, чтобы была поддержана территориальная целостность Украины в пределах её международно-признанных границ», — прокомментировал ситуацию представитель Госдепартамента США Марк Тонер. Представительство ЕС на Украине выразило крайнее удивление развитием событий. «Мы просили украинское правительство принять инклюзивный подход по отношению к местному населению, чтобы уменьшить его страдания и сформировать условия для примирения. Блокада же негативно влияет в первую очередь на население по обе стороны от линии соприкосновения», — отметил посол ЕС на Украине Хьюг Мингарелли. В том же духе выступила пресс-секретарь Еврокомиссии Майя Косьянчич, сообщившая, что последние решения Киева противоречат подходу Брюсселя к вопросу урегулирования в Донбассе и создают риск для дальнейшего негативного влияния на гуманитарную ситуацию. «Мы тщательно будем отслеживать влияние решения на гражданское население», — пообещала она.

n 10 981p

Представитель Госдепартамента США Марк Тонер
выразил некоторую обеспокоенность
позицией Киева по поводу блокады Донбасса

Фото: Joshua Roberts / Reuters

Чтобы у властей Украины не было никаких сомнений, с резкой и далёкой от дипломатических интонаций критикой блокадного решения выступили лидеры ЕС - Германия и Франция. По их мнению, последние шаги Киева ещё больше отдаляют реинтеграцию Донбасса. Мартин Шефер, пресс-секретарь министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля, заявил о «продолжающихся тенденциях к расколу на Украине, которые вызывают серьёзное беспокойство». «Украинская сторона предприняла слишком мало действий против украинских националистов, которые организовали блокаду. Вместо того чтобы противодействовать этому, украинский Совет национальной безопасности и обороны принял решение полностью запретить товарообмен. Это приводит к усилению разрыва», — подчеркнули в немецком дипломатическом ведомстве.

 

Катастрофическая слабость экономики

Не секрет, что полная блокада Донбасса нанесёт сильнейший удар по украинской экономике, и без того переживающей сейчас далеко не лучшие времена. С другой стороны - у правительства Украины появился очень удобный повод свалить на блокаду все негативные последствия проводившихся в стране «реформ» и объяснить, почему многократно обещанное в 2017 году процветание в очередной раз откладывается. Премьер-министр Владимир Гройсман об этом уже осторожно предупредил с телеэкранов. «Наша экономика будет слабее, нам необходимо будет пересматривать в том числе прогноз экономического роста, что является очень и очень большим вызовом для всех нас», — отметил он. Глава правительства видит два выхода из ситуации. Первый - «находить нестандартные решения». Что имеется в виду, премьер не пояснил. Второй - экономия. «Это абсолютно очевидно», — тут объяснения даже и не потребовались. Понятно, что экономить будут именно за счёт населения. Проверенный способ пополнения бюджета - урезание-замораживание соцвыплат и очередное повышение разнообразных тарифов.

Министр финансов Александр Данилюк считает, что потери от блокады Донбасса могут достичь двух процентов ВВП в худшем случае, и 1-1,3 процента - в базовом сценарии. Нацбанк согласен с этим прогнозом, а вот эксперты настроены гораздо более пессимистично - ВВП упадёт на пять процентов, снижение валютной выручки приведёт к дальнейшей девальвации гривны, государство не досчитается порядка 30 миллиардов гривен прямых налогов, которые ещё в прошлом году поступали в Киев с предприятий, находящихся на неподконтрольной территории. Радикальнее других оценивает положение дел экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили - он заявил о потере семи-восьми процентов ВВП в 2017 году. «Вынужденное решение президента выставляет его крайне слабым, но также обнажает катастрофическую слабость олигархической экономики», — не скрывал злорадства новый украинский оппозиционер.

Но, пожалуй, самый неприятный сюрприз Киеву преподнёс МВФ. В Киеве считали, что с очередным траншем фонда не возникнет никаких проблем, формализовать решение должны были 20 марта. Однако буквально в последнюю минуту «украинский» вопрос загадочным образом исчез из повестки дня. Таких поворотов в непростой истории отношений МВФ и Украины ещё не было. Чуть позже выяснилось, что Фонд перенёс рассмотрение вопроса именно из-за решения о блокаде, мол, теперь надо уточнить все расчёты «для максимальной эффективности программы». По сути же, МВФ видит, что дело плохо, и, похоже, умывает руки, не сильно утруждаясь дипломатическими нюансами. А это ставит точку на любых других инвестициях и кредитах для Киева (в ближайшее время предполагалось ещё 600 миллионов евро от ЕС).

 

Чего наелась Украина

Итак, введением официальной блокады Донбасса Киев резко осложнил отношения с Западом, обрёк на агонию остатки украинской экономики и промышленности, и это уже не говоря о серьёзнейших внутриполитических конфликтах. А степень накала этих конфликтов можно проиллюстрировать высказыванием одиозного депутата Рады Мустафы Найема, с формального призыва которого начался в 2013 году Евромайдан. Политик фактически признает окончательную потерю Донбасса, после чего пафосно вопрошает: «Мне одному кажется, что мы на шару наелись г*****на?! (ну, то есть, экскрементов — прим. "Ленты.ру")».

Так чего ради это сделано, в чём же состоит «хитрый план» Порошенко? А весь фокус в том, что никакого плана сейчас у него и нет. Принятое решение - результат внутриполитической ожесточённой борьбы без малейших оглядок на дальнейшую перспективу. На кону, по всей видимости, будет кресло премьер-министра Украины. Уже в апреле истекает годовой иммунитет нынешнего правительства Владимира Гройсмана, после чего Рада может инициировать очередную смену кабмина. Сейчас можно говорить о резком усилении позиций «Народного фронта», поскольку именно от его лидеров - секретаря СНБО Турчинова и главы МВД Авакова - во многом зависит развитие событий. Порошенко же пошёл на это, поскольку от «радикальной» блокады Донбасса мог проиграть ещё больше. Формально возглавив этот процесс, он надеется со временем вывернуть его в выгодную для себя сторону - какую бы цену за это ни заплатило государство Украина.