«Украинцы» закономерно оказались мёртворожденным проектом
ДГ «Взгляд», Антон Крылов -- 6 сентября 2017, 21:20
Развитие социальной сети с патриотичным названием «Ukrainians» («Украинцы») прекращено – таков бесславный конец очередного национального проекта с широким замахом. Впрочем, иначе и быть не могло. Однако украинская «пляска на граблях» - это ценность сама по себе. Украина усердно учит всех нас, как делать не нужно.
Один из основателей проекта Александра Струмчинская заявила посредством более удачливой социальной сети – «Фейсбука»:
«Меня поставили перед фактом, что разработка украинской социальной сети прекращается. Мне очень жаль. И я открыто прошу прощения и благодарю всех пользователей, которые вместе со мной искренне верили в реализацию и успех этого проекта».
Однако, как отмечает украинское издание «Вести», шансов на успех у проекта не было изначально.
По словам главы совета ассоциации «Телекоммуникационная палата Украины» Татьяны Поповой, первая попытка создать украинскую соцсеть под названием «Infostore» предпринималась ещё 9 лет назад – в 2008 году. «Проект имел порядка 2,5 млн аккаунтов, но его разбомбило МВД, обвинив в том, что у пользователей хранится детская порнография. На тот момент это была одна из крупнейших платформ. И если бы милиция не загубила ресурс, а помогла бы вычистить нелегальный контент, если он там был, то на сегодня мы бы имели свою соцсеть», — заявила она, подчеркнув, что Украина давно опоздала к разделу пирога – «создавать украинские соцсети надо было 10 лет назад».
На самом деле новые соцсети создаются до сих пор – просто не всем удаётся достигнуть успеха «Фейсбука» или «Инстаграма». Главная задача этих сетей – объединить людей по какому-то новому принципу, которого нет в тех же «Фейсбуке» и «Инстаграме». Например, существуют сеть для любителей пива или сеть для профессиональных контактов.
Есть ещё китайский путь, когда иностранные соцсети запрещены изначально. Пользоваться запрещённым «Фейсбуком» в Китае не сильно сложнее, чем запрещённым «Вконтакте» в Украине, но китайские пользователи не видят в этом смысла – им хватает собственного пространства.
Проблема в том, что украинцы – это не китайцы. У них нет сформированной за тысячелетия привычки любить своё. Они вообще ещё не очень понимают, что такое это «своё», кроме вышиванки, гопака, борща и французской королевы Анны Ярославны. Подавляющему большинству жителей Украины попросту не нужна «национальная» соцсеть. «Западникам» и «националистам» вполне уютно в «Фейсбуке», «пророссийским» - в «Одноклассниках», свободной молодёжи – во «Вконтакте» и «Инстаграме».
Количество пользователей, которое набрала сеть «Ukrainians» с 17 мая – 390 тысяч человек – это предел заинтересованных в существовании исключительно украинского участка для фотографий, постов и мемов. Реально заинтересованных ещё меньше – многие зарегистрировались просто из любопытства, благо это не трудно: вводить какие-либо данные о себе необязательно. Можно воспользоваться аккаунтом «Фейсбука», а можно и из запрещённого «Вконтакте». И ничего против адресов на запрещённом в Украине «Mail.ru» этот проект тоже не имеет. То есть, не имел...
В каком-то смысле история украинской социальной сети – это история современной Украины в миниатюре. Название – английское. Внешний вид - практически не отличается от российского «Вконтакте». Создатели – канадский виртуальный акселератор и красивая девушка с Западной Украины, у которой в биографии – работа в компаниях «Элегантнтый декор» и «Мастера уборки». Последняя, как ни странно, занимается уборкой не квартир, а снега. Нет ли тут российского следа?
Сперва – широкие обещания и богатые планы. Потом – тихое закрытие без объяснения причин. Как написала Струмчинская, «моего голоса недостаточно, чтобы самостоятельно продолжать реализацию проекта - руководство компании разработчиков (соучредители сети) отказались не только от самостоятельной разработки, но и от возможности её передачи любой другой стороне, которая смогла бы помочь мне выполнить вам обещанное».
То есть, во всем виновата заграница – в данном случае, Канада. Но всё-таки российский след обязательно должен найтись, иначе в украинском интернет-пространстве не бывает.
Между «перемогой» (запуском национальной соцсети) и «зрадой» (её закрытием без объяснения причин) прошло четыре месяца без полутора недель.
Прочие масштабные, но сугубо украинские проекты, как правило, тоже существуют недолго. Это и строительство стены на границе с Россией, и перенятие грузинского опыта по борьбе с коррупцией, и польские реформы на железнодорожном транспорте, и многое другое.
Есть, впрочем, проекты и более длительные. Например, Пётр Порошенко уже четвёртый год исполняет обещание продать свою шоколадную империю «Roshen». Мешает, разумеется, Россия.
Реформы в Украине тоже идут неспешно, за исключением роста коммунальных платежей до уровня, превышающего прожиточный минимум.
Бесславная история «Ukrainians» лишь маленький отрезок в извечной украинской череде «перемог» и «зрад». Но на неё стоит обратить внимание как на показательный пример того, как не нужно делать в России.
У нас тоже регулярно возникают желающие создать сугубо отечественный браузер, поисковик, операционную систему, смартфон, спиннер – и так далее. Инициаторы неизменно хотят получить государственный грант (некоторым это удаётся), после чего, в лучшем случае, создают что-то совершенно нежизнеспособное, в худшем – растворяются в воздухе вместе с выделенными им миллионами.
Но и в целом Украина после 2014 года (а отчасти и раньше) – это яркая демонстрация того, как себя вести не нужно ни в политике, ни в экономике, ни в культурной жизни, ни в интернете.
В России есть собственные соцсети, собственные поисковики, собственные почтовые сервисы и многое другое, появившееся без всякой государственной помощи и созданное людьми, чьей целью было заработать денег, а не потешить чьё-нибудь ущемлённое национальное чувство.
Про «Ukrainians» следует помнить - и не повторять чужих ошибок. Гопак на граблях – красивый, захватывающий, но не требующий укоренения в российской почве танец.