Рубль — доллару: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

Николай Кротов

Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №26518 от 7 мая 2014

 

 СССР окончательно превратил «зелёный» в глобальную резервную валюту, России предназначено вернуть его на региональный уровень

России грозят финансово-банковскими санкциями, США готовы отрезать нашу страну от долларовой экономики, вытеснить с мировых финансовых рынков. Кроме уже объявленных арестов счетов физических и юридических лиц может быть предпринято блокирование международных расчётов, замораживание золотовалютных резервов. В какой степени это возможно, с чем нам придётся столкнуться?

n-3-157m

 

Как русские сказали: «Поехали!»

В этом году исполнилось 70 лет, как в июле 1944 года в небольшом американском городке Бреттон-Вудсе прошла Международная валютно-финансовая конференция. На ней собрались представители финансовых властей 44 государств (в том числе и СССР), имевших наибольший вес в мировой экономике на тот период времени. Были учреждены Международный валютный фонд (МВФ) и связанный с ним Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Вопрос на повестке стоял непростой: следовало подумать о том, какими путями восстанавливать мировую экономическую систему. Поскольку Англии весьма сильно досталось от нацистов и её экономика находилась не в лучшем состоянии, английский фунт стерлингов уже не мог единолично исполнять функции международной резервной валюты. На повестке дня стояло создание новой мировой валютной системы.

Победил проект, представленный США. Он опирался на золотой стандарт (фиксированную цену на этот металл — 35 долларов за тройскую унцию). Таким образом, доллар стал мировой резервной валютой. Было провозглашено, что национальная валюта США нисколько не хуже золота. В знаменитом Форт-Ноксе к 1949 году хранилось 21,8 тыс. т золота, принадлежавшего США. Там же предпочитали держать своё золото центральные банки ряда других европейских стран. Это ещё 9,3 тыс. т. Это составляло примерно 75% всего мирового золота. Торговля золотом проводилась только на межгосударственном уровне и только на доллары.

США и страны Запада так хотели, чтобы СССР был в их команде, что при вступлении в фонд готовы были сделать нам уникальные исключения, в частности даже разрешить взнос в золоте держать в стране, не вывозить! До 1 декабря 1945 года следовало это соглашение ратифицировать. Но при вступлении в организации мы должны были представить много данных, характеризующих наше экономическое положение. А оно было тяжёлым. И мы молча документы не ратифицировали.

Американцы искусственно держали курс и всякий раз, когда цена на золото начинала подниматься вверх, загружали бомбардировщик Б-29 золотом и отправляли его в Лондон, в Банк Англии, через который и проводили интервенцию.

Итак, доллар стал резервной валютой, но оставался «местечковым». Его использовали центральные банки при расчёте за золото, но широкое хождение он имел только в США.

После венгерских событий 1956 года правительство СССР, справедливо опасаясь применения американцами санкций и во избежание блокирования средств на счетах американских банков, приняло решение — убрать их подальше, в Европу. Валюта была размещена на счетах Московского народного банка в Лондоне. (Моснарбанк как английское юридическое лицо санкциям против СССР не подлежал.) 28 февраля 1957 года Моснарбанк выдал кредит в 800 тыс. долларов через Лондонский торговый банк. Эта незначительная сумма в долларах была впервые взята и погашена за пределами банковской системы США.

Часть валюты Моснарбанк направил другому советскому заграничному банку — парижскому Евробанку, имевшему адрес телекса «Евробанк». И доллары, размещаемые Евробанком на финансовом рынке Европы, сначала назывались «доллары Евробанка», а потом стали именоваться коротко — евродоллары.

Банкиры мгновенно оценили преимущества денег, вышедших за пределы досягаемости Федеральной резервной системы США, и рынок евродолларов начал стремительно расти. Вскоре и американские финансисты активно включились в операции с евродолларами, приносившими больший доход. После того как в организацию перемещения по миру долларов были включены офшорные банки, евродоллар окончательно вышел за пределы каких-либо ограничений.

Говорят, что этот рынок со временем все равно образовался бы. Это так, как безусловно и то, что и Америку рано или поздно открыли бы. Но в каждом деле есть свой Колумб.

 

Финансовый джинн, вырвавшийся из бутылки

Слабости системы стали обнаруживаться в 1960-е годы, в 1964 году количество долларов за пределами США сравнялось с объёмом золотого запаса Америки. Система расшатывалась. И в 1965 году президент Франции Шарль де Голль потребовал обменять на золото накопленные центральным банком Франции доллары. Правительство США ранее делало это неукоснительно. В обмен на 750 млн долларов Франция получила 825 т золота. Себе французы оставили долларовые запасы только на уровне «рабочих остатков». Вслед за Францией о желании обменять доллары на золото заявили Германия, Канада, Япония и другие страны. Все это явно не укрепляло доллар. В результате золотой запас США за короткое время уменьшился в два раза, и в конце 60-х годов он был в размере 8,6 тыс. т золота. Тогда и пришлось частично отказаться от стандарта и обязательного права обмена доллара на жёлтый металл. В 1968 году рынок золота был разделён. Государственным валютным органам разрешалось торговать между собой только по прежней, официальной цене золота, тогда как купля-продажа на свободных рынках была запрещена, кроме реализации новой добычи золотопроизводящими странами. Частные же рынки уже могли работать более свободно.

В мае 1971 года центральный банк Германии — Бундесбанк — объявил о прекращении операций по обмену долларов на марки. 6 мая 1971 года валютные рынки Германии, Голландии, Бельгии, Австрии и Швейцарии были закрыты. Когда они вновь открылись, Франция запретила гражданам все операции с валютой, разрешив проводить их только через Банк Франции, а Германия объявила о разрыве всех отношений марки с какими-либо другими валютами.

США вынуждены были два раза (в 1971 и 1973 годах) снижать золотое содержание доллара, то есть фактически проводя его девальвацию. В августе 1971 года администрация президента Р.Никсона отменила конвертацию доллара в золото по официальному курсу. Бреттон-Вудское соглашение скончалось.

С долларом иметь дело оказалось небезопасно. Любой районный американский суд может включиться в геополитику и посягнуть на ваши счета. Причём не только в американских банках. Все долларовые транзакции проходят через банковскую систему США, и, значит, их можно заблокировать. Даже если вы проводите платёж из города Сарапула в город Сердобск.

Доллары, принадлежащие СССР, арестовывали неоднократно. И поэтому, казалось бы, в этом случае операцию по выводу России из долларовой зоны следует провести быстро, как ввод вежливых людей в Симферополь.

Но сегодня доллар — средство международной торговли, он необходим странам для продажи своих товаров и покупки чужих. Все сырье наша страна продаёт за доллары или евро, при этом покупатели российской нефти и газа вынуждены их покупать. Когда же мы сами собираемся что-то приобретать в других странах (технику в Германии, яблоки в Китае, строителей на Украине), мы обращаемся к долларам. И за использование своих денег США всегда имеют гешефт — ведь они фактически получают огромные беспроцентные долгосрочные кредиты.

Хорошо устроившись, американцы могут особо не задумываться и, практически не боясь инфляции, вводить в обращение все новые партии ничем не обеспеченных бумажек.

К тому же в течение 1990–2000-х годов россияне стали самым крупным в мире держателем наличных долларов (не считая США). В начале 2000 года в России находилось более 40% вывезенной из США массы наличных долларов и более 10% всей массы долларов в обращении (включая наличность, имеющуюся в США). Называли разные суммы от 40 до 100 млрд долларов. На доллар приходилось около 80% стоимости всей денежной массы в России.

К маю 2010 г. объем наличной иностранной валюты, имеющей у нас хождение (прежде всего долларов США и евро) не сильно уменьшился и составлял примерно 40–45 млрд долларов США, но это уже было только 20–22% всей наличной денежной массы. До сих пор большое количество кредитов выдаются в долларах, многие депозиты россияне также держат в валюте.

Первое, что приходит на ум, если мы хотим себя обезопасить, это максимальное ограничение хождения наличного доллара, переход банков в работе с населением исключительно на рубли.

Важной инициативой является создание своей системы платёжных карточек, конечно, если не дать возможность её организатором превратить проект в пилораму. Действуют в России и две практически одинаково эффективные системы для проведения межбанковских платежей: Центрального банка и Сбербанка, так что переход на них практически не потребует дополнительных капиталовложений.

Надо быть готовым к возможному отключению российских банков от очень удобной межбанковской система передачи информации и совершения платежей SWIFT. Хотя это международная система, но технология запатентована в США, после событий 11 сентября 2001 года ЦРУ и минфин США получили полный доступ к ее информации, конечно, из самых лучших побуждений. Тем более был прецедент — два года назад планировалось запретить иранским банкам осуществлять операции с использованием этой электронной системы. Да и находится центр SWIFT в Бельгии, в подозрительной близости к штабу НАТО.

Что может ждать Россию? Возможно замораживание её золотовалютных резервов. Они состоят из депозитов в зарубежных банках, ценных казначейских бумаг и золота в виде стандартных слитков. Слава богу, в 1944 году советское правительство не стало отправлять своё золото в Форт-Нокс, и оно недоступно для санкций. В отличие, кстати, от немецкого. Германия, как страна проигравшая, значительную часть своего золотого запаса разместила в США и теперь имеет серьёзные проблемы с распоряжением им.

На 1 февраля 2014 года уровень международных резервов России составил 498,9 млрд долл. Доля золота в нем в 2004 году составляла 4,9%, за последние годы она поднялась до 8,4%. У стран ЕС примерно 50%.

До недавнего времени 138,6 млрд долларов резерва Россия держала в казначейских облигациях, выпущенных ФРС, получая за это чуть больше 2%. Но вот в начале марта мы избавились от этих бумаг на 104 млрд долларов. Это меньше 1% от всего объёма казначейских бумаг США, но раньше и таких прецедентов не было. Пока не ясно, были эти бумаги проданы или перемещены в другой депозитарий подальше от американских регуляторов, но тем не менее. Говорят и то, что на эти освободившиеся средства были выкуплены упавшие в цене акции ряда российских стратегических предприятий. Это было бы хорошей новостью.

Во всяком случае, задуматься над вопросом, как обезопасить свои резервы, уже пора, гром грянул. Перед Первой мировой войной Государственный банк Российской империи успел вывести свои валютные депозиты из немецких банков. Да вот и самый богатый российский миллиардер Алишер Усманов недавно вывел свои зарубежные инвестиции от греха подальше.

Одним из главных достижений доллара стало превращение его в начале 1970-х годов в валюту, в которой ведутся расчёты при торговле нефтью. США тогда обеспечили себе огромные доходы, просто печатая доллары, спрос на которые в 1973 году с повышением цены на нефть резко вырос. Это настолько выгодный бизнес, что как только Ирак и Ливия попытались начать торговать нефтью не за доллары, ну дальше вы знаете... И вот Россия тоже объявила, что собирается покупать у Ирана 500 тысяч баррелей нефти в день в обмен на поставку товаров, минуя расчёт в долларах.

Теперь важной целью России должен стать перевод всех контрактов на торговлю сырьём на рубли. Пусть покупатели обращаются в российские банки или на Московскую биржу для приобретения российской валюты. Следующая задача, пока трудноосуществимая, включиться в процесс биржевой торговли нефтью. Дело в том, что на долю операций с поставкой нефти и нефтепродуктов приходится всего 1–2% общего числа совершаемых на такой бирже сделок. Все остальное — операции с виртуальной нефтью. Здесь действуют нефтетрейдеры и биржевые спекулянты. Три основные мировые биржи совершают операции в круглосуточном режиме, и мы, как и другие основные производители нефти, на этот процесс практически не влияем.

 

«Титаник» пока на плаву

Говорят, что нельзя бросать камни в доме со стеклянными стенами. Положение западного мира далеко не идеальное. На прошлой неделе в Москве побывал известный английский аналитик, крупный специалист по фондовым рынкам Митч Файерстайн, автор книги «Планета Понци» (Понци — американский предшественник Мавроди). Сосчитав общие долги Запада и многочисленные иные, он пришёл к выводу, что только США должны миру и своим согражданам 700 трлн долларов. Ещё хуже положение у ряда европейских стран и Японии. Причём с каждым днём ситуация усугубляется. Только кризис 2007–2008 годов, по оценкам МВФ, «отъел» у американской экономики до 4,4 трлн долларов (между прочим, это 35% ВВП)! У экономики США остаётся все меньше механизмов преодоления кризисов. М.Файерстайн убедительно доказывает, что западный мир — это гигантская финансовая пирамида!

Да, внешне все кажется замечательным, но и пассажиры «Титаника» за час до катастрофы тоже считали себя самыми счастливыми. Действия России вряд ли нарушат это неустойчивое равновесие, а вот активные действия Китая, пожелавшего по каким-то форс-мажорным обстоятельствам продать купленные американские казначейские обязательства на 1,27 трлн долларов, могут сильно изменить картину мира. Какой-то эксперт сравнил КНР с азартным игроком, обыгравшим казино, но не знающим, как выигранные фишки превратить в деньги. Китайцы хорошо понимают, насколько мировая финансовая система хрупка.

А думать о возможных последствиях уже пора. Известно, к чему приводят такие катастрофы: отплывать от тонущих кораблей надо как можно дальше и быстрее, воронка засосёт всех нерасторопных.

n-3-156m

Дніпропетровщина готова прийняти до свого складу райони Донецької та Луганської областей

 

11 травня в Донецькій та Луганській областях пройшов референдум про приєднання до Дніпропетровської області. Якщо його результати будуть імплементовані й відповідно до чинного законодавства буде змінений адміністративно-територіальний устрій Донецької і Луганської областей, тоді керівництво Дніпропетровщини буде готове прийняти це рішення та приєднати до Дніпропетровської області частину територій Донеччини та Луганщини. Про це повідомив в.о. заступника голови облдержадміністрації Борис Філатов під час щотижневої прес-конференції.

n-3-155m

На підставі рішення референдуму повинне бути прийнято відповідне рішення Верховної Ради України про зміну адміністративно-територіального устрою України. Тільки після цього можна буде говорити про те, що ці області будуть приєднані до Дніпропетровської області.

«Результати цього референдуму показують політичну волю громадян Донеччини та Луганщини, які втомилися від мародерства, бандитизму, принесених так званими «Донецькою народною республікою» і «Луганською народною республікою». Як тільки Верховна Рада прийме відповідне рішення на підставі волевиявлення виборців цих областей, ми готові будемо прийняти це рішення про зміну адміністративно-територіального устрою цих областей», - зазначив Борис Філатов.

Він також додав, що керівництво Дніпропетровської області доклало всіх зусиль та провело низку заходів для того, щоб сепаратизм не розцвів на території Дніпропетровського регіону. При чому ці питання вирішували виключно політичним діалогом і зміцнюючи, в силу своїх можливостей, обороноздатність Дніпропетровщини. Що стосується інших регіонів, то відповідні рішення повинні прийматися керівництвом країни та силовими відповідними відомствами: Міністерством оборони, Міністерством внутрішніх справ. Вони керують антитерористичною операцією. Якщо будуть поставлені завдання, керівництво Дніпропетровщини буде їх виконувати.

«Ми є політичним центром, центром спокою і стабільності, але ні в якому разі ми не підміняємо собою не силові відомства, не політичні органи, не Уряд. У нас є центральна влада, і ми будемо виконувати всі її розпорядження», - сказав Борис Філатов.

 

Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам встречи с Президентом Швейцарии, действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Прежде всего хотел бы поприветствовать нашего гостя ещё раз – Президента Швейцарии, который возглавляет в настоящее время ОБСЕ, поблагодарить его за внимание, которое он уделяет вопросу разрешения кризиса, острого кризиса на Украине. Для нас для всех это небезразлично, это вызывает большую озабоченность.

Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что Россия считает, что в кризисе, который возник на Украине и сейчас активно развивается по самому неблагоприятному сценарию, виноваты те, кто организовал государственный переворот в Киеве 22–23 февраля и до сих пор не позаботился о том, чтобы разоружить праворадикальные и националистические элементы.

Тем не менее нам нужно искать выход из той ситуации, которая сложилась на данный момент времени. В этом мы все заинтересованы, и прежде всего, конечно, сама Украина, сам украинский народ. Поэтому, как я уже сказал, мы все заинтересованы в том, чтобы кризис разрешался, и разрешался как можно быстрее, с учётом интересов всех граждан Украины, где бы они ни проживали. Ход обсуждения с господином Президентом показал, что наши подходы по способам разрешения этого кризиса в значительной степени совпадают.

Россия обращается с настоятельным требованием к киевским властям незамедлительно прекратить все военные и карательные операции на юго-востоке Украины. Такой способ разрешения внутриполитического конфликта не является надёжным путём к решению всех внутриполитических споров – наоборот, только усугубляет раскол.

Мы приветствуем освобождение в Киеве из тюрьмы господина Губарева, но ждём освобождения всех политических заключённых. Мы считаем, что самое главное – это наладить прямой диалог, прямой полноценный диалог между сегодняшними киевскими властями и представителями юго-востока Украины, в ходе которого представители юго-востока Украины могли бы убедиться в том, что их законные права в Украине будут гарантированы.

И в этой связи просим представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум, с тем чтобы создать необходимые условия для этого диалога.

Хочу подчеркнуть, что намеченные в Киеве президентские выборы – само по себе движение в правильном направлении, но они ничего не решат, если все граждане Украины не будут понимать, как будут гарантированы их права после проведения этих президентских выборов. И именно поэтому, и в этом наша позиция с господином Президентом совпадает, мы считаем, что прямой диалог между киевскими властями и представителями юго-востока Украины является ключевым элементом урегулирования.

Между тем обязательным условием для начала этого диалога является безусловное прекращение всяческого насилия, как с использованием вооружённых сил, что абсолютно недопустимо в современном мире, так и с использованием вооружённых незаконных формирований радикальных элементов и сил. Россия готова вносить свой посильный вклад в разрешение украинского кризиса и самым активным позитивным образом влиять на женевский процесс.

Благодарю вас за внимание.

 

Д.БУРКХАЛЬТЕР (как переведено): Добрый день, дамы и господа!

Я хотел бы прежде всего отметить, что я очень высоко ценю эту возможность провести обсуждение и диалог с господином Президентом России.

Я прибыл сюда в качестве действующего председателя ОБСЕ (Швейцария является председателем ОБСЕ в этом году), и это означает, что в этом своём качестве я могу заверить в нашей двойной беспристрастности, поскольку Швейцария является нейтральной страной.

С другой стороны, ОБСЕ – это та организация, где представлены абсолютно все заинтересованные действующие стороны, все, кто может оказать то или иное влияние на развитие ситуации. Это, безусловно, прежде всего Россия, собственно сама Украина, а также Соединённые Штаты и 28 государств – членов Европейского союза.

Я хотел бы сказать несколько слов о той миссии, которая возложена на ОБСЕ в урегулировании этого кризиса, а затем также добавить о тех предложениях, которые мы формулируем.

Что касается нашего видения, мы считаем, что совершенно нет никакого интереса в том, чтобы доводить дело до кризиса, кризиса в отношениях между Востоком и Западом по украинскому вопросу. И в то же время у всех есть огромный интерес, заинтересованность в том, чтобы достичь на долгосрочную перспективу устойчивого мирного решения. И мы должны действовать и в логике деэскалации напряжённости, но также и в логике реконструирования, восстановления.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) – это как раз та организация, на которую, собственно, и ложится эта ответственность по выработке устойчивых решений и по предложению их сторонам.

Наше предложение сейчас заключается в следующем. Буквально в ближайшие часы мы хотели бы предложить «дорожную карту» – карту конкретных шагов на ближайшее время, предложить эту «дорожную карту» всем четырём сторонам, подписавшим женевские договорённости.

Вчера в Вене мы уже говорили об общих подходах к подобной «дорожной карте», о важнейших темах, которые она должна охватывать, а сейчас речь идёт, так сказать, уже о конкретном плане действий на операционном уровне. Эти предлагаемые действия в рамках этой «дорожной карты» можно свести к четырём пунктам, к четырём словам: это прекращение огня, это деэскалация напряжённости, это налаживание диалога и выборы. Нами предлагаются конкретные элементы по каждому из этих пунктов, но я хотел бы назвать только некоторые из них, не погружаясь сейчас во все детали.

Что касается прекращения насилия и прекращения огня. Очень важно, чтобы на самом высоком уровне и на других уровнях лица, обличённые политической ответственностью, заявили о неприятии этого насилия, о необходимости прекратить насилие, о том, что должны быть прекращены все вооружённые действия, запугивания и провокации. И очень важно, что сейчас прозвучал такой призыв из уст Президента Путина – перенести референдум 11 мая с целью налаживания диалога.

Что касается разоружения с целью деэскалации насилия, то мы предлагаем поддержку со стороны ОБСЕ для национального плана разоружения, который должен быть принят на Украине, и готовы сформировать соответствующий фонд, из которого мероприятия по выполнению этого плана разоружения будут финансироваться.

Что касается налаживания национального диалога, то мы предлагаем на первом этапе, до выборов, уже начать подобный диалог, организовать целую серию «круглых столов» и других форм диалога между ответственными лицами и политическими деятелями, представителями политических сил, между центром и регионами, внутри большинства регионов, с тем чтобы на следующем этапе перейти к общенациональному диалогу. В центре подобного диалога должны, наверное, стоять такие вопросы, как децентрализация, а также вопросы безопасности и её обеспечения.

Что касается выборов, то со стороны ОБСЕ эта задача связана с деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которые направляют для наблюдения за выборной кампанией и выборами до тысячи наблюдателей, с тем чтобы они прошли в такой обстановке, которая позволит в результате этих выборов стабилизировать ситуацию.

Что касается предлагаемого нами оперативного плана, «дорожной карты» или конкретного плана действий, то буквально в ближайшие часы будут переданы всем четырём сторонам, подписавшим женевские договорённости, эти документы, в которых изложен этот план. И мы со своей стороны готовы взять на себя координацию и осуществление контактов по этому поводу, в частности в рамках той же работы. Я сегодня уже вечером буду в Брюсселе, а завтра мой представитель по Украине и Генеральный секретарь будут в Киеве, а также планируется контакт с Соединёнными Штатами.

И мы рассчитываем на политическую ответственность, на чувство политической ответственности, присущее лидерам всех четырёх сторон, подписавших женевскую декларацию. Мы рассчитываем (в том смысле, что надеемся), что все эти меры, предусмотренные конкретным планом действий, будут предприняты в самое ближайшее время и план заработает.

 

ВОПРОС: Уважаемый господин Президент Путин!

Мы в последнее время слышали от украинского правительства, что они готовы на широкую децентрализацию страны. Во-первых, насколько Вас эта децентрализация устраивает?

Во-вторых, сейчас мы слышали, что надо прекратить насилие, надо урегулировать конфликт. Такие моменты уже были в Женеве.

Вопрос к Вам: какие конкретно шаги Вы можете предпринимать, потому что все специалисты говорят, что ключ для решения конфликта – в Москве?

И как Вы можете влиять на людей на востоке Украины, так называемых сепаратистов? Какие конкретные шаги для деэскалации конфликта? Спасибо Вам большое.

 

В.ПУТИН: Первое – по поводу того, что ключ к решению проблемы находится в России, в наших руках. Это уловка наших западных партнёров, которая не имеет под собой никаких оснований.

Как только наши коллеги в Европе или в США заводят ту или иную ситуацию в тупик, они всё время говорят, что теперь ключ к разрешению проблемы находится «в руках Москвы» и на ней вся ответственность.

Ответственность за ту ситуацию, которая сложилась в Украине, лежит на тех людях, которые совершили антиконституционный захват власти, государственный переворот, и на тех, кто поддерживал эти действия, сопровождал эти действия финансами, политической поддержкой, информационной поддержкой и другими средствами и довёл дело до такой трагедии, которая произошла в Одессе. Просто, знаете, кровь в жилах стынет, когда смотришь эти кадры.

Но Россия, конечно, готова предпринять все необходимые шаги, всё, что от неё зависит, сделать всё для того, чтобы ситуацию решить. Я понимаю людей на юго-востоке Украины, которые говорят, что если в Киеве позволено совершать то, что они сделали, совершать госпереворот, вооружаться, захватывать органы власти и управления, захватывать милицию, воинские части, то почему им всё можно, а мы никак не можем гарантировать свои интересы и законные права.

Теперь в части, касающейся, что устроит Россию, что не устроит. Ведь это не мы участники этого конфликта, не мы – сторона в этом конфликте, стороны внутри Украины. Нам всё время говорили, что беспокоят наши войска у украинских границ. Мы их отвели, они находятся сегодня не на украинской границе, а в местах, где они проводят свои регулярные учения – на полигонах. Это легко проверяется с помощью сегодняшних современных средств разведки, в том числе из космоса – всё видно. Мы способствовали освобождению военных наблюдателей ОБСЕ и, считаю, тоже внесли свой вклад в разрядку ситуации.

Теперь что делать, Вы спросили. Я уже сказал: нужно наладить прямой полноправный, полноценный и равный диалог между сегодняшними так называемыми властями в Киеве и представителями народа на юго-востоке Украины.

Недавно я разговаривал с Федеральным канцлером ФРГ, госпожа Меркель предложила организовать это в форме «круглого стола». Мы поддерживаем. Считаю, что это хорошее предложение, и всячески будем способствовать такому развитию ситуации. Нужно сделать всё для того, чтобы люди на юго-востоке Украины поняли, почувствовали и поверили, что и после выборов Президента Украины 25 или 24 мая их права будут надёжно гарантированы, их законные права.

Вот в чём всё дело, дело не в выборах Президента, а дело в том, чтобы люди на юго-востоке почувствовали, что они не будут опять брошенными и обманутыми. Вот в чём всё дело, и для этого нужен как раз тот диалог, о котором мы сегодня говорим.

 

ВОПРОС: У меня вопрос из двух частей, сначала к обоим президентам.

Насколько, как вы считаете, хочу уточнить, сейчас реалистичны переговоры «Женева-2», второй раунд переговоров в Женеве? И насколько сейчас реалистичен запуск внутриукраинских межнациональных переговоров в этой ситуации, которая сложилась, когда позиции сторон диаметрально противоположные и такого не было ещё никогда в истории Украины?

И отдельно вопрос к Президенту Швейцарии. Скажите, пожалуйста, до сих пор не прозвучало никакой чёткой и внятной позиции по трагическим событиям, которые произошли в Одессе. Можете сейчас прямо здесь чётко обозначить позицию ОБСЕ по этой трагедии, которую в самой Одессе уже назвали «одесским холокостом»?

 

Д.БУРКХАЛЬТЕР: Собственно говоря, не предусматривается пока проведение конференции по выполнению женевских договорённостей, то есть так называемой «Женевы-2» пока не планируется.

Мы предлагаем более прагматичный шаг, что вполне в швейцарской манере – вот именно такая прагматика. Этот конкретный план конкретных действий из четырёх пунктов, которые мы предлагаем обсудить четырём сторонам, подписавшим женевские договорённости, с тем чтобы определить, по каким пунктам мы согласны, по каким, может быть, нужны какие-то корректировки, и с тем чтобы как можно быстрее приступить к выполнению этого плана. И чтобы, так сказать, откликнуться непосредственно на Ваш вопрос, я скажу, что это самое реалистичное, нет ничего более реалистичного, чем такой предлагаемый конкретный план.

Что касается реалистичности национального диалога на Украине, я думаю, это тоже реалистичная перспектива, потому что украинский народ, украинское население нуждаются в том, чтобы участвовать в определении своей судьбы.

Это диалог не только между лицами, имеющими какую-то политическую ответственность, на первом этапе, может быть, и так. Но далее планируется вовлечь всё население в обсуждение различных вопросов, с тем чтобы Украина могла реконструировать или воссоздать, если хотите, своё будущее, свои будущие перспективы.

Позвольте добавить, что реализм в политике – это сочетание воли к действию и воплощение этих действий. И таких подходов придерживается швейцарское председательство ОБСЕ.

Что касается событий, трагедии в Одессе, то, безусловно, мы глубоко скорбим в Швейцарии, я имею в виду и народ Швейцарии. Любая трагедия – это лишняя трагедия, каждая новая трагедия – это трагедия, которой не должно было быть, это ужасные события.

Но именно поэтому здесь следует подчеркнуть, что лица, облечённые политической ответственностью, обязаны побудить всех к скорым действиям в направлении прекращения насилия. Такое не должно повториться. Такую логику насилия необходимо остановить.

 

В.ПУТИН: Я не знаю, насколько реалистична «Женева-2» или даже внутриполитический диалог в самой Украине. Я просто уверен, что для долгосрочного, именно для долгосрочного решения кризиса на Украине другого пути, кроме диалога – открытого, честного и равноправного, – не существует.

Спасибо.

Avisma

Корпорация ВСМПО-АВИСМА и Boeing продлили контракт на поставку титановой продукции на 10 лет

18 ноября 2013

Москва, 18 ноября
Пресс-релиз

 
Корпорация ВСМПО-АВИСМА, крупнейший российский производитель титановых, алюминиевых и стальных полуфабрикатов, и американская компания Boeing, ведущий авиакосмический концерн и крупнейший производитель коммерческих самолетов, продлили срок действующего соглашения на поставку полуфабрикатов из титановых сплавов на следующие 10 лет. 
 
Исходное долгосрочное соглашение на поставку титановых изделий, которое подписали ВСМПО-АВИСМА и Boeing в 2010 году, было рассчитано на срок действия до 2018 года.
 
«Это очень важный шаг для обеих сторон, Boeing является стратегически партнером для нас, - отметил генеральный директор ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин. – Мы значительно расширяем свой бизнес, все более ориентируясь на продукцию с высокой добавленной стоимостью с целью поддержать растущие объемы выпуска самолетов Боинг, включая новые модели - 787-9, 787-10 и 777X с повышенным содержанием титана в конструкции.
 
Соглашение - потенциально многомиллиардный контракт, который поддерживает долгосрочную стратегию ВСМПО-АВИСМА. Для нас – это новые долгосрочные контракты, загрузка мощностей и дальнейшее развитие производства». 
 
Начало сотрудничеству ВСМПО-АВИСМА и Boeing было положено в 1993 году, когда российская корпорация вошла в число поставщиков титана для американской компании. В  2006 году было подписано соглашение о создании совместного предприятия по обработке титановых штамповок Ural Boeing Manufacturing в городе Верхняя Салда. Общие инвестиции в проект составили порядка 70 млн долларов, производство было запущено в 2009 году. Совместное предприятие постепенно наращивает объемы производства, а также повышает качество и глубину механической обработки изделий. В настоящее время обсуждаются планы по строительству еще одного завода. Также совместными усилиями ВСМПО-АВИСМА и Boeing был создан инновационный научно-исследовательский центр титановых технологий.
 
В 2012 году Корпорация ВСМПО-АВИСМА произвела 29,3 тыс. тонн титана. На данный момент российское предприятие обеспечивает до 40% потребностей американской компании в этом металле. 
 
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» - крупнейший в мире производитель титана, имеющий полный технологический цикл: от переработки сырья до выпуска готовых изделий с высокой степенью механической обработки. Корпорация поставляет продукцию на рынки 50 стран, глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком. Численность сотрудников – 20 тыс. человек. Контрольный пакет акций (50%+1) ВСМПО-АВИСМА принадлежит менеджменту, блокпакет - 25% плюс одна акция - Ростеху.
 
Boeing – ведущая авиакосмическая компания и крупнейший производитель коммерческих самолетов. Кроме того, Боинг разрабатывает и производит вертолеты, электронные и оборонные системы, ракеты, спутники, ракеты-носители, современные информационные и коммуникационные системы. Являясь основным сервисным провайдером NASA, Боинг обслуживает космические шаттлы и международную космическую станцию. Также Компания предоставляет многочисленные услуги своим заказчикам в 150 странах по обслуживанию коммерческих авиалиний и является одним из крупнейших американских экспортеров продукции. Штаб-квартира компании находится в Чикаго, более  165 000 сотрудников компании трудятся в Соединенных Штатах и еще в 70 странах.