Блюдо «ЖриЧёДали»: почему еда уничтожает солдат ВСУ не хуже пуль врага

ТРК «Звезда», Виктор Сокирко

n 9 688p

Фото: mil.gov.ua

 

Давайте вспомним старый анекдот. Солдат-украинец пишет письмо родителям: «Мамо и тату, я скучаю, вспоминаю нашу хату, наш ставочек, садик наш с грушками и с яблоньками. Я помню их запах и вкус. Пришлите мне тех яблочек и груш-дичек, которые я понюхаю и вспомню вас, наше село и запах родины. Ну, ещё положите кусочек сала в посылку». Запечатывает письмо, относит его к тумбочке дневального, ложится на кровать. Через пять минут встаёт, вскрывает письмо и дописывает: «Мамо и тату, если сало не будет помещаться в посылку, то выбросьте те яблочки и грушки!».

Не будем утрировать: любой новобранец любой страны обладает зверским аппетитом и на первых месяцах службы готов съесть хоть жареного быка, хоть ящик тушёнки. Если таковые имеются в наличии. Впрочем, к определённому чревоугодию склонны не только послужившие ефрейторы и старшины, но и высшие военные чины, вплоть до полковников и генералов. Выше звание – выше аппетит. Но здесь он более утончённый. А солдату не до артишоков и спаржи, но его желудок тоже кашу-шрапнель не особо готов переваривать.

Украинская армия сейчас забастовала именно из-за еды, говоря военным языком, продовольственного обеспечения. Кормят их на убой – в прямом смысле слова, когда еда готова уничтожить солдат ничуть не хуже пуль противника. В соцсетях сами бойцы ВСУ не только из зоны АТО (антитеррористическая операция в Донбассе), но и из весьма благоприятных западных областей Украины жалуются на весьма некачественный «хавчик», как солдаты называют любые съедобные продукты.

n 9 689pИ если до недавнего времени украинские солдаты не смели роптать на свои полевые кухни и сухие пайки, которые не отличались разнообразием и калорийностью, и довольствовались в основном «сухпаем № 2», состоявшим ещё с советских времён из трёх банок каши с тушёнкой (перловой, рисовой и гречневой), то недавно они поняли, что в чём-то их обделяют. Нет, не российская армия, питание которой признано лучшим в мире (французскими поварами, между прочим), а нынешние союзники-американцы.

«Передовой отряд НАТО» численностью в полторы тысячи человек, который расположился на Яворовском полигоне в Львовской области, питается отдельно от своих союзников-украинцев. И кормят их как в той народной сказке: кому вершки, а кому корешки. И американских солдат, дислоцированных на западе Украины, киевское Минобороны (за свой счёт) кормит лучше, чем собственных военнослужащих.

n 9 690p«Защитников Украины на Украине кормят хуже собак, а защитников Канады и Соединённых Штатов здесь же кормят лучше, чем среднестатистический украинец может себе позволить, — написал украинский военнослужащий в своём блоге в соцсетях. — Американцев на том же полигоне кормят спагетти, рисом с овощами, жареными рёбрышками, рыбой в кляре, пирогом-шарлоткой и свежими фруктами, в том числе бананами».

Поговаривают, что американским солдатам полагается боевая медаль с надписью «За удалённость от гамбургера». В шутке – истина. Военнослужащий армии США убеждён, что при выполнении боевой задачи за пределами USA он должен быть укомплектован туалетной бумагой не менее чем трёхслойного уровня, авианосной поддержкой флота, танками, инструкторами и обязательным трёхразовым питанием с сезонными фруктами.

n 9 691pУкраинский солдат сейчас в лучшем случае рассчитывает на поддержку со стороны волонтёров. Планы своего командования о кормлении «по стандартам НАТО» его слабо согревают. Американские сухпайки, конечно, оказались вкуснее шматочка украинского сала, но они как-то прошли мимо украинской армии и сейчас распродаются в Интернете кому ни попадя. Свои, ещё старые стандарты питания, оцениваются как калорийные, но невкусные. Да и их сочли чрезмерными и решили сократить.

Теоретически «жировка» украинского солдата может привести к ожирению: 350 граммов хлеба, 1,5 килограмма крупы, 350 граммов мяса, 150 граммов рыбы, 50 граммов сала, 50 граммов сыра, 200 граммов сгущенного молока – всё это в день.

«Если бы всё это реально поступало на довольствие, то наша рота с такими продуктами могла бы ещё открыть ресторан на окраине Харькова, — иронизирует солдат Дмитрий Дмитриенко. — А в реальности мы едим размороженное мясо, которому более сорока лет, галеты и блюда из консервов, от которых нормального человека просто стошнило бы».

«Как эксперт в области солдатского питания докладываю! "Есть войны закон не новый: в обороне – ешь ты вдоволь. В отступленьи – так ли, сяк. В наступленьи – натощак", — вспоминает стихотворную рифму поэта Александра Твардовского военный историк Александр Зимовский. — В Красной армии на позициях предусматривалась в боевых условиях выдача горячей пищи два раза в сутки – утром до рассвета и вечером после заката. Причём всё, кроме хлеба, выдавалось в горячем виде. Суп (щи, борщ) выдавался оба раза, второе блюдо чаще всего имело полужидкую консистенцию (каша-размазня). После очередного приёма пищи у солдата при себе продуктов не оставалось. Ведь приказ идти в атаку мог поступить в любой момент. Уцелевшим доставалась вся норма на подразделение».

Украинская армия, численность которой вместо 140 «откормленных» тысяч бойцов возросла в результате шести мобилизаций до 250 тысяч, к прокорму такого количество ртов оказалась не готова. Особенно в зоне АТО в Донбассе, куда продуктовые посылки и пайки с надписью «Made in USA» практически не доходят. Там, на передовой, украинские военные находятся практически на подножном корму. И если у армейских подразделений чувство чести ещё осталось где-то в подкорке головного мозга, то все эти националистические батальоны банально обложили местное население неким продналогом и отнимают еду у без того малообеспеченных жителей.

Как фашисты, которые безоговорочно требовали в Донбассе в 1942-м: «Матка, млеко, яйки, курка давай!». А что им остаётся делать, если ни сало, ни хлеб, ни узвар от власти в Киеве не поступают? И вместо обещанных грошей в размере одной тысячи гривен в день на карман выходит только 1,8 тысячи в месяц, которых даже на курево на хватает?

n 9 692pУкраина, осознав масштаб проблемы, решила перевести армию на стандарты кормления НАТО. Не всех, а для начала около трёх тысяч своих бойцов. Из 250 тысяч, которые должны были заглядывать в рот своим более удачливым коллегам и считать поглощённые ими калории. Кормить по стандартам, «приближенным к ведущим армиям мира», стали подальше от зоны АТО: там эксперимент менее болезненно мог ударить по умам и желудкам тех, кому надлежало есть стандартный военный паек.

Остальным в качестве компенсации за неувиденные сардельки, спагетти, бананы и ананасы подкинули сухпайки стран НАТО. Они значительно вкуснее «сухпайка № 2» – к началу 2015 года одни только США передали украинским вооружённым силам сухие пайки на сумму 2,5 миллиона долларов. Поставки пайков шли из Польши и Норвегии. Это дешевле, чем накормить солдата горячими первым и вторым блюдами. И опять анекдот: «Мыкола, ты чув, як вони наш борщ называют?» – «Ну?» – «Первое!» – «Поубивав бы!». Впрочем, от первого блюда, даже если это не борщ по стандартам НАТО, в украинской воинской столовой никто не отказывается.

«Нельзя, наверное, измерять степень сытости солдата граммами и килограммами котлового довольствия, — говорит военный эксперт Александр Зимовский, который побывал во время срочной службы в звании и сержанта, и старшины. — Набить желудок – не самое главное. Для солдата важно, что он вовремя и полноценно получит всё необходимое. И после успешной атаки хлеб со сгущёнкой с кружкой горячего чая покажется вкуснее, чем торт тирамису».