За «300 сребреников» США потребуют от Киева войны до победного конца

ИА REGNUM, Яков Рудь  --  13 октября 2015, 09:10

n 9 060p

Индеец с томагавком, боевым топором выдаваемым США индейцам для междоусобных войн

Иллюстрация: wikiart.org

 

Решение Конгресса США выделить Украине в следующем финансовом году $300 млн для «надлежащего содействия в сфере безопасности и разведки» вызвало в Киеве всплеск эйфории

Вашингтон продолжает гнуть свою линию, подталкивая Киев не к поиску путей к миру в Донбассе, а к созданию поводов для продолжения войны. США демонстрируют последовательность: велев однажды стране-клиенту воевать, они не дают ей передышки, принуждая делать это снова и снова. Цели и задачи, ради которых затевалась катавасия с пушками и танками на юго-востоке, если достигнуты, то частично. Шоу, посему, должно продолжаться. «АТО» обернулась кровавой бойней, гуманитарной катастрофой, страданиями миллионов людей, огромными материальными потерями, возникновением прямой угрозы не только для украинской демократии, но и для государственности. Вопреки всему этому, прекращать «операцию» режим не собирается. Власть весьма заинтересована в войне на юго-востоке по ряду причин, одна из которых заключается в том, что для неё - власти - это, по сути, вопрос самосохранения. Значительная часть нового политического класса, сформированного в результате «майдана», тоже хочет не мира, а войны. Украинское общество расколото, парадокс, однако, состоит в том, что немалое число граждан под гул пропагандистской истерии готово не просто мириться с братоубийством, а сочувствовать ему.

Из-за океана долго дразнили киевскую власть обещаниями царского подарка: передачи ВС Украины американского летального наступательного вооружения. Даже, пожалуй, слишком долго: приманка в результате утратила свежесть и привлекательность. Вернуть повышенный интерес к теме, наблюдавшийся прежде, при желании можно было различными способами. В Вашингтоне остановились, пожалуй, на самом простом из них. Киеву посулили «пряник», пообещав выделить пару-тройку сотен миллионов на военную помощь. Приступ радости одариваемых превзошёл все ожидания. Градус эмоций взлетел вверх так, как будто деньги уже потекли в закрома и карманы то ли Минобороны, то ли «группы киевских товарищей».

Символический жест в виде включения в оборонный бюджет США статьи расходов, связанной с Украиной, для киевских «ястребов» оказался как нельзя кстати, дав желанный повод, несмотря на перемирие в зоне «АТО», помечтать о победоносном наступлении, о разгроме «сепаратистов», о возвращении Донбасса. Примитивизм восприятия действительности патриотами проявился в этом случае с новой силой. Им показалось, что, накупив на выделенные деньги «Джевелинов» и другой военно-технической всячины, армейскую группировку на юго-востоке можно будет отправлять в наступательную операцию со стопроцентной уверенностью в успехе. В одном из комментариев, прозвучавшем из уст высокопоставленного офицера Службы внешней разведи (правда, отставного), щедрый подарок «братского американского народа» (sic!) был квалифицирован как «решающий» фактор для достижения военного преимущества над ДНР-ЛНР.

На 300 миллионов, пускай не гривен, а долларов, особо не навоюешь. Сумма, выделенная для помощи Киеву, может показаться астрономической разве что непосвящённым. Впечатление, что её с лихвой хватит на всё, это не более чем иллюзия. Если верно, что Украина, по словам П.Порошенко, тратила на войну в Донбассе по пять миллионов в день, то выделяемых США в качестве военной помощи Киеву средств хватило бы на два месяца. Если же принять во внимание, что в распоряжении украинской власти реально окажется (если окажется) не 300, а 50 миллионов, то и того меньше - на десять дней. Это при условии, что из выделенной суммы никто из министров и генералов не урвёт свой процент. Если же урвёт, то денег хватит на день-два, не больше. Тем не менее известие о решении Конгресса было воспринято в Киеве как гарантия будущей победы.

Информационную волну по поводу решения о военной помощи запустил то ли по зову сердца, то ли выполняя заказ, посол Украины в США В.Чалый, разместивший в «Фейсбуке» пост соответствующего содержания. Себе в заслугу дипломат поставил увеличение суммы до трёхсот миллионов вместо планировавшихся первоначально двухсот. О том, что в начале года конгрессмены, инициировавшие выделение финансовой помощи, вели речь о миллиарде, дипломат, естественно, не упомянул. Эта деталь ему в строку не ложилась, смазывая впечатление от его личных заслуг в решении вопроса.

Судя по реакции патриотических СМИ, поручение «заметить и отметить» было спущено не только послу, но и редакторам: из мухи взялись лепить слона с таким упоением, напором, задором, что могло показаться, будто американские миллионы способны помочь Украине разом закрыть финансовые проблемы не только армии, но всей экономики. Новость в момент облетела практически все информационное пространство. Её «аранжировка» не оставляла ни малейших сомнений в том, что повышенный интерес к ней и эйфория, ею вызванная, были заранее спланированы и тщательно срежиссированы. В основной массе публикаций основные акценты делались, как правило, на трёх тезисах.

1- Выделение денег для Украины поддержало семьдесят сенаторов, тогда как против голосовало только двадцать семь, что свидетельствует о мощной поддержке нас ими...

2- Спецификации вооружений, которые мы сможем получить на выделенные деньги, ещё нет, но в неё непременно войдёт летальное оружие, столь необходимое нам для победы над «сепаратистами»...

3- Б.Обама может закон о бюджете не подписать, но наши друзья-сенаторы всё равно изыщут способ, чтобы 300 миллионов для Украины были выделены...

На общем фоне одобрения и восхищения почти незамеченным остался размещённый на одном из электронных ресурсов материал под заголовком: «США выделят Украине 300 миллионов на войну». Хотя именно эта формула как нельзя более глубоко и точно отразила сущность события и его последствия.

Совпадение во времени «бюджетного» решения Конгресса и встречи «нормандской» четвёрки в Париже, пожалуй, в большей степени именно совпадение, чем что-то иное. Бюджетный год в США стартует, как известно, 1 октября, голосование по бюджету состоялось 7-го, вот и получилось, что выделение военной помощи Украине с минимальной разницей во времени попало на президентскую встречу 2-го. Впрочем, в этой истории при желании можно усмотреть нечто большее, чем случайность. Американцам наверняка была заранее известна и повестка парижского мероприятия, и основные тезисы, которые должны были быть там озвучены, воплощены в решения и поручения сторонам. Выделяя средства для «содействия» усилению военного потенциала Украины, они, возможно, стремились, кроме всего прочего, уравновесить ориентацию на ускорение мирного урегулирования конфликта в Донбассе. Висящее на стене ружье рано или поздно стреляет. Выделенное как бы про запас Киеву американское оружие тоже способно рано или поздно быть использовано по прямому назначению. Тем более, если речь идёт, если верить В.Чалому, об оружии летальном. Военная помощь в любом случае - это стимул не к миру, а к войне.

Ни президент, ни люди из его администрации комментировать новость о 300 миллионах не стали. Хотя и возможность, и подходящий повод для этого были. 7-го числа П. Порошенко провёл совещание по информационно-патриотическому воспитанию в Военном институте Киевского университета имени Т. Шевченко. Говорил много. О войне, которая продолжается. О боевом духе личного состава, который благодаря его усилиям уже высок, но который надо бы ещё поднять. О материально-техническом и военном оснащении армии, которое надо улучшать. О «глобальной коалиции» против России, сформированной по его инициативе. В таком контексте упоминание о 300 миллионах само собой просилось в строку, но не прозвучало. Причина банальна: глава государства не упомянул о помощи CША, ибо… не смог приписать заслугу в принятии решения о её выделении себе. Выступление же было построено в основном как раз на выпячивании личных заслуг: «В результате моего визита в Берлин в конце августа и договорённостей в Париже 2 октября могу подчеркнуть, что удалось если не завершить, то поставить на паузу горячую фазу конфликта», — и далее в том же духе.

Молчание ли Банковой сыграло свою роль, или же последовало «пожелание» из Посольства США в Киеве, но благая весть из-за океана очень быстро сошла на «нет», как будто её вовсе не существовало. Спустя день после появления в соцсетях сообщения В.Чалого украинские СМИ об американских миллионах напрочь забыли. Все, как одно, как по команде. Свобода слова, которую по поводу и без повода привыкла в подтверждение своей демократичности выставлять напоказ киевская власть и о которой снова вспомнил как об огромном завоевании Киева П.Порошенко, выступая в Военном институте, на поверку в очередной раз обернулась свободой слова заказного. Иначе говоря, несвободой.

Что же касается американских миллионов «для надлежащего содействия», то историю с ними можно, видимо, считать исчерпанной. Вероятность того, что Б.Обама воспользуется в отношении «оборонного» закона правом вето, оценивается как весьма высокая. Военные расходы американцам придётся, скорее всего, сокращать, и помощь Украине вполне может быть то ли уменьшена, то ли вообще отложена до лучших времён. Впрочем, это, собственно говоря, уже не столь важно. Сигнал Киеву не забывать об обязанности вести войну до победы поступил, и был, судя по риторике П.Порошенко, принят и воспринят. Мысль о том, что, несмотря на перемирие в Донбассе, война не окончена, была повторена им в выступлениях и интервью последнего времени на все возможные и невозможные лады столько раз, что могло показаться, будто президент позабыл обо всех полагающихся ему по должности функциях и ипостасях, кроме одной, - главнокомандующего Вооружёнными силами.

Лейтмотив же всей милитаристской истерии свёлся к тезису, согласно которому эта, ещё якобы отнюдь незавершённая для Украины война, не просто война, а война против России. И побеждать во что бы то ни стало Киеву надо не Донецк и Луганск, а - Москву.

 

R 3

 

Поставки летального оружия Украине зависят от министра торговли США

Сразу после местных выборов в Киев прибудет ревизор из Белого дома

«Независимая Газета», Татьяна Ивженко  --  15.10.2015, 00:01

n 9 061p

На всех встречах в Украине американских конгрессменов (справа) убеждали в необходимости оружейных поставок

Фото с сайта www.rnbo.gov.ua

 

Министр торговли США Пенни Прицкер 26 октября начнёт первый визит в Украину. В Киеве считают, что переговоры с ней будут иметь принципиальное значение, поскольку она входит в ближний круг президента Барака Обамы. Ему предстоит решить, предоставлять ли Украине летальное оружие. Решение вопроса зависит в том числе от мнения Прицкер о том, насколько эффективно украинская власть проводит реформы и борется с коррупцией.

В начале лета появились признаки недовольства Вашингтона ситуацией в Украине. СМИ распространили заявление посла США Джеффри Пайетта, о том, что коррупция для Украины опасна более, «нежели российские танки».

Посол отметил, что решить проблему коррупции нельзя извне, это могут сделать только сами украинцы. Но от того, насколько быстро и эффективно она будет решена, зависит развитие государства.

С тех пор Вашингтон в различной форме через различных официальных лиц регулярно выражал недовольство положением дел в Украине. Реформы, по мнению представителей США, реализуются медленно, а с коррупцией борьба ведётся недостаточно решительно и принципиально. Теперь свою точку зрения на это предстоит высказать Пенни Прицкер. Политический обозреватель Олег Пономарь на своей странице в соцсети сообщил, что её приезд в Киев станет визитом американского ревизора, которому бессмысленно рассказывать экономические сказки и прикрывать провалы ссылкой на войну тоже вряд ли удастся.

Пономарь отметил: «Она окончила Гарвардский колледж и Стенфордский университет – бизнес, экономика. Принадлежит к очень богатой и влиятельной еврейской чикагской семье (бизнес-империи) Pritzker family… Состояние самой Пенни оценивается в 2,4 млрд долл. Она является основателем многих компаний в сфере инвестиций и недвижимости. Она руководила банком Superior Bank, который принадлежит семье». Эксперт написал также, что, по версии Forbes, министр торговли США входит в число 300 самых богатых людей США и в топ-100 самых влиятельных женщин мира. «Она пользуется полнейшим доверием Обамы. Президент США давно просил её перейти на госслужбу в его команду, но только в 2013 году Прицкер согласилась занять пост министра торговли. Чтобы оценить насколько доверительные у них отношения, приведу факт того, что Пенни отвечала за финансовую сторону президентской кампании Обамы. Поэтому ситуацию в Украине она доложит Обаме напрямую (не через Байдена) и очень объективно», – резюмировал Пономарь.

Эксперт отметил, что Прицкер, как и министр финансов Украины Наталия Яресько, родилась в Чикаго. Примечательно, что Яресько на днях в интервью Wall Street Journal впервые сказала, что уйдёт в отставку, если усомнится в том, что правительство действительно намерено проводить реформы: «Я пришла, чтобы сделать работу. И если я не могу делать работу, я не буду заинтересована в том, чтобы остаться». При этом она отметила наличие поддержки со стороны президента, премьер-министра, Верховной рады.

Чтобы понять причину промедления с реформами при декларируемом единстве власти, в Киев в последнее время регулярно приезжали делегации американских конгрессменов. В последние дни в столице находились члены палаты представителей конгресса США Джин Шахин, Ричард Дурбин и Элизабет Уоррен. Они встретились как с представителями власти, так и с теми политическими силами, которые ранее представляли майдан, а теперь перешли в оппозицию к команде Порошенко.

Власть убеждала гостей в первую очередь в том, что США должны предоставить Украине оборонительное оружие. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов отметил: «Необходимо возобновить военное сотрудничество, разблокировав вопрос поставок оружия и техники для Украины, которая является фактически форпостом, остановившим продвижение Российской армии на Запад».

Ещё летом президент Пётр Порошенко в интервью Wall Street Journal пояснил, на каком основании Украина просит о поставках оружия. Он напомнил, что Украина в 1990-х годах добровольно отказалась от своего ядерного арсенала – взамен на гарантии в том числе со стороны США и Великобритании по вопросу защиты суверенитета и территориальной целостности. «Сейчас мы не требуем, чтобы английские, американские или французские солдаты пришли сюда и сражались за нас. Мы делаем это сами, заплатив самую большую цену – жизни наших солдат. Нам нужна просто солидарность… Если мы не остановим агрессора, это будет означать, что глобальной безопасности не существует», – сказал Порошенко. Он отметил, что Украине нужно 1,2 тыс. противотанковых ракетных комплексов Javelin.

Недавно премьер-министр Арсений Яценюк снова напомнил о просьбе. В ходе состоявшегося в сентябре заседания Совета нацбезопасности и обороны Украины, участие в котором принял генсек НАТО Йенс Столтенберг, Яценюк подчеркнул: «Мы никогда не просили наступательного оружия, но нам надо оборонять наше государство, нам нужно оборонять мир, спокойствие и стабильность в том числе и в Европе. Нам необходимы оборонные возможности против ядерного государства, которое потратило десятки миллиардов долларов на то, чтобы модернизировать свою армию».

Через несколько недель после этого заседания конгресс США поддержал законопроект, согласно которому 300 млн долл. из американского оборонного бюджета могут быть направлены на нужды украинской армии. К настоящему времени известно, что часть указанных средств будет потрачена на закупку для ВСУ контрбатарейных радаров, позволяющих точно определять место расположения артиллерии противника, а также на организацию обучения украинских военных и на поставки нелетальных видов вооружений.

Кроме того, как отмечают эксперты, есть подвижки по линии сотрудничества с НАТО. «Замминистра обороны Украины заявил, что НАТО поможет нам восстановить контроль над воздушным пространством Украины – комплексно, всеми техническими и военными методами. А это не что иное, как установление бесполётной зоны для вражеских самолётов», – написал Пономарь.

Что касается летального оружия, то эксперты ранее отмечали, что позицию всего Запада определяют США, а Барак Обама не ставит свою подпись под таким решением по двум причинам. Во-первых, из-за нежелания провоцировать российскую сторону, что только ухудшило бы ситуацию в Донбассе. Во-вторых, из-за недоверия к украинской стороне, которая более чем за полтора года после смены власти не убедила Запад в своей надёжности. Свидетельством тому эксперты называют как раз те заявления, которые ранее озвучил посол Пайетт. «Американцы не дадут оружие в руки тех, кто не продемонстрировал умения и решимости, позволяющих сломать старую прогнившую коррупционную систему. Если коррупция не искоренена, а старые схемы обрели новую жизнь, то где гарантии, что американское оружие не окажется в руках противника?» – сказал ранее «НГ» один из военных экспертов.

Насколько позиции украинской власти сильны, контролирует ли она ситуацию в стране, грозит ли Украине сценарий досрочных парламентских выборов с последующей сменой правительства, как считается, покажут местные выборы 25 октября. Пенни Прицкер прибудет в Киев на следующий день.