Флагман ВМС Украины сломался
после ремонта на заводе Порошенко

«Лента “Ру”»  --  19 мая 2017, 09:52

n 10 1026p

Фото: Денис Петров / РИА Новости

 

На украинском фрегате «Гетман Сагайдачный» вскоре после ремонта вышел из строя дизельный двигатель. Об этом сообщили в Генеральной прокуратуре Украины.

Ремонт проводился в рамках гособоронзаказа. «Несмотря на нарушение условий контракта, предприятие-подрядчик не устранило недостатки двигателя по гарантии в течение согласованного срока», — отметили в ведомстве.

С целью устранения нарушений военная прокуратура обратилась в суд с иском о взыскании штрафа в пользу государства на сумму 668 тысяч гривен (около 1,45 миллиона рублей). Разбирательство продолжается.

Как писало в феврале РИА Новости Украина, заказы на ремонт кораблей украинского флота получил киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», которым владеет президент Пётр Порошенко. В частности, на работы над «Гетманом Сагайдачным» предприятию было выделен 91 миллион гривен.

В январе сообщалось, что фрегат и несколько катеров морской охраны Госпогранслужбы Украины оказались скованы льдами в Военной гавани Одесского порта. Также там был замечен единственный украинский парусник - учебный трёхмачтовый корабль «Дружба».

«Гетман Сагайдачный» - флагман Военно-морских сил Украины. Фрегат был спущен на воду в марте 1992-го, спустя год его ввели в эксплуатацию. Корабль регулярно пытается участвовать в учениях по стандартам НАТО.

 

 

R 3

 

Поломанный Гетман: как Сагайдачный стал символом «величия» украинского флота

ТРК «Звезда», Виктор Сокирко  --  22 мая 2017, 08:04

Фото: Ukrainian_navy_frigate / Минобороны Украины / РИА Новости / Globallookpress

n 10 1043p

 

У пограничного сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей», который должен был получить название «Киров», могла быть совершенно иная судьба. Возможно, его бы уже списали в запас по давности лет и пустили на металлолом, или, наоборот, подвергли глубокой модернизации и до сих пор активно использовали в качестве боевой флотской единицы. Некоторые его российские «одногодки» до сих пор бегают по морям и океанам. Этот корабль, доставшийся Украине в 1992 году, получил новое название «Гетман Сагайдачный» и гордый статус флагмана флота ВМС этой страны. Но на плаву корабль так и не остался.

История нынешнего флагмана украинского флота, типа фрегата, «Гетмана Сагайдачного» уходит в начало 70-х годов прошлого века. Тогда для морчастей погранвойск был разработан проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Этот ПСКР отличался от всех пограничных кораблей, в том числе своих предшественников проектов 1135 и 1135М, более мощным вооружением и наличием вертолётной площадки. Корабли этого ранга предполагалось использовать в первую очередь в зоне Тихого океана.

n 10 1044pГоловной корабль этой серии «Менжинский» был заложен в 1981 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. За ним последовали аналогичные «Джержинский», «Орёл», «Анадырь», «70-летие Погранвойск», «Кедров», «Боровский». Все они вступили в состав морчастей погранвойск ещё до 1991 года, и часть из них до сих пор входит в состав ВМФ России, потеряв пограничный статус из-за мощного вооружения. Из оставшихся на стапелях трёх кораблей этого проекта достроен был лишь СКР «Киров», который волей судьбы во время раздела Черноморского флота в 1993 году был введён в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетман Сагайдачный». Теоретически этот сторожевик мог получить российскую «приписку», но на момент достройки завод-изготовитель являлся уже украинской собственностью и корабль поднял на флагштоке жёлто-голубой флаг.

«Корабли этого проекта были самыми мощными в составе морских частей погранвойск, – рассказывает военно-морской эксперт Станислав Комаров, который проходил службу на одном из таких сторожевиков. – Это был корабль ближней океанской зоны, который мог автономно действовать на значительном удалении от берега и выполнять задачи вне пограничной зоны. Его корпус, изготовленный из стали и снабжённый удлинённым полубаком и двойным дном, был разделён водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. По тем временам наличие вертолётной площадки, где базировался Ка-27, на пограничном сторожевике было значимым усилением в первую очередь его боевых возможностей. Их усиливали гидроакустические станции "Платина-С" и "Бронза". Вооружение соответствовало классу большого противолодочного корабля, способного выполнять задачи более высокого уровня, чем у остальных пограничных кораблей. Это было веянием того времени, когда советский ВМФ противостоял внешним угрозам на многих направлениях Мирового океана, а его составляющая, в виде морчастей погранвойск, должна была прикрывать гораздо большую зону ответственности, чем это было ей положено по статусу мирного времени. Такому кораблю точно не предполагалось гоняться за мелкими браконьерскими суднами».

n 10 1045pКорабли проекта 11351, к которым относится и нынешний «Гетман Сагайдачный», действительно имеют несвойственное по мощности для пограничных сторожевиков вооружение. На их вооружении находятся скорострельные 100-мм артиллерийские установки АК-100, зенитные 30-мм установки АК-630, четырёхтрубные 533-мм торпедные аппараты, 12-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-6000, ЗРК «Оса-МА2». Эти корабли оборудованы установками для постановки минных заграждений. Возможно, что на украинском варианте корабля установлены и другие системы вооружений и, скорее всего, гидроакустических станций и радиоэлектронной борьбы, но вряд ли они отличаются от прежних советских аналогов.

Доставшийся в наследство Украине сторожевик, получивший статус флагмана в отсутствии так и не достроенного за 25 лет ракетного крейсера «Украина», как одна боевая единица в принципе представляет достаточно мощную силу. Но только в составе группировки надводных кораблей, подводных средств, морской авиации, береговой артиллерии и пр. и пр. Среди прочих, «Гетмана Сагайдачного» может поддержать на море только несколько бронекатеров, способных действовать в прибрежных водах и подразделения морской пехоты, которым и в море выйти не на чем. Да и сам флагман всякий раз ломается сразу после ремонта и теперь может только фигурально участвовать в совместных учениях с силами НАТО в Чёрном море.

«Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана "Гетман Сагайдачный" является художественный фильм "Водный мир", — считает эксперт-маринист, эксперт по морской тактике Александр Зимовский. — Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер "курильщиков", который приводился в движение вёслами. Гребли этими вёслами различные маргиналы, причём упирались они банально, за сигареты и натуроплату. Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник ExxonValdez, судно с тяжёлой судьбой (несколько серьёзных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).

n 10 1047p

В известном смысле «Гетман Сагайдачный» – это такой украинский ExxonValdez. «Сагайдачный» столь же невезучий и практически в настоящее время ходит только на вёслах. И экипаж на нём служит тоже за еду, чего уж там. При всём при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.

n 10 1046pНастоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причём все эти молодецкие налёты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался "военным предпринимательством", как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.

n 10 1048pДля того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Чёрному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налёты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Всё списывалось на самодеятельность частных лиц. В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть "Одиссею капитана Блада" и с пользой скоротать вечер.

Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Чёрном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи – в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер. Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на весельных «чайках».

Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времён Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась всё той же большой весельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола.

n 10 1049p

Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с лёгкостью поймёте, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».

 

R 3

 

Украинский адмирал рассказал
о скором списании флагмана ВМС

«Лента “Ру”»  --  1 июня 2017г.

n 10 1066p

Фрегат «Гетман Сагайдачный» на Ильичевском СРЗ

Фото: Денис Петров / РИА Новости

 

Вице-адмирал Военно-морских сил Украины (ВМСУ) Сергей Гайдук сообщил, что у флагмана украинского флота - фрегата «Гетман Сагайдачный» - в 2018 году истекает срок эксплуатации, передаёт в четверг, 1 июня, «Корреспондент».

«Жизненный цикл корабля сократился из-за постоянных проблем с финансированием», — признал Гайдук. По словам флотоводца, главная проблема флагмана заключалась в том, что дизель-генераторы были изготовлены в России и украинские предприятия не могли провести их плановый ремонт должным образом.

Вице-адмирал высказал мнение, что ВМС Украины следует пополнять кораблями, адаптированными под стандарты НАТО.

Кроме того, как отметил Гайдук, списочный состав украинского флота мог сократиться из-за некоего влияния России. ВМСУ после обретения республикой независимости досталось три фрегата того же типа, что и «Гетман Сагайдачный», но два из них пришлось списать. «Не исключаю, что к этому приложил руку и "старший брат"», — сказал вице-адмирал, не пояснив, каким образом Россия вмешивалась в обслуживание кораблей украинского флота.

19 мая Генеральная прокуратура Украины сообщила, что на «Гетмане Сагайдачном» вскоре после ремонта вышел из строя дизельный двигатель. Заказы на ремонт корабля украинского флота исполнял киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», которым владеет президент Пётр Порошенко.

Украинские политики регулярно выступают с обвинениями в адрес России. В Москве указывают на абсурдность таких заявлений, подчёркивая, что они не имеют под собой никаких оснований.

«Гетман Сагайдачный» - флагман Военно-морских сил Украины. Фрегат был спущен на воду в марте 1992-го, спустя год его ввели в эксплуатацию.