Глава 5

  Ежевечернее оперативное совещание на этот раз началось, когда стрелки больших часов в президентском кабинете уже приближались к полуночи. И хотя все чиновники выглядели заметно уставшими, но были радостно возбуждены и полушепотом оживленно переговаривались между собой.

  - Господа, господа! – попытался мобилизовать их командор. – Время позднее, поэтому давайте соберемся и очень быстренько пробежимся по всем вопросам! Я хотел бы уложиться буквально в десять – пятнадцать минут! Так что поехали по порядку... Серега, как дела у тебя? Все готово к запуску «Темпера»?

- В принципе, да, - кивнул тот. – Только я бы не стал торопиться, шеф...

- Хм... Это еще почему? – удивился Энтони. – Ведь ты же еще вчера докладывал, что город полностью очищен от мусора!

- От накопившегося – да! – подтвердил вице-командор. – Однако, не забывай - жизнь продолжается... и люди производят новый! От этого никуда не денешься. Так что сегодня я создал новую службу... Велосипедисты ездят по дворам, а горожане выносят отходы и сразу ссыпают им в контейнеры...

- Ах, ностальгия! – улыбнулся Председатель ЧК. – Я сразу вспомнил детство... как серые мусорные машины, отчаянно сигналя, будили нас по утрам...

- Ну, такие воспоминания сохранились не только у тебя, - заметил Филозоф. –Так что, в общем, я ничего нового и не придумал...

- Все равно, молодец! – похвалил командор. – А как у нас с местом, господин Ланчер?

- Если объемы вывозки мусора останутся такими же, как сегодня, то дней на десять еще хватит, господин комиссар! – доложил начальник космодрома.

- Хорошо... Господин Литтер, как у нас с перспективами по запуску дезинтеграторов?

- К сожалению, это пока все еще только в планах, господин комиссар, - вздохнул начальник управления коммунального хозяйства. – Насколько мне известно, пока что все силы команды господина Топтыгина направлены на восстановление канализации...

- И как успехи?

- Сегодня уже начались работы в третьем районе, господин комиссар!

- Отлично! – одобрил Энтони. – Вер, ты это дело отслеживаешь?

- А то как же! – кивнул тот. – Идем, можно сказать, ноздря в ноздрю. Даем полдня, дабы убедиться, что все функционирует, и начинаем демонтировать сортиры. В первом районе уже все ямы закопаны...

- Господин Чмо-Кунь, - обернулся командор к президенту. – Ну, как, вы побывали там, оценили ситуацию относительно язв на теле столицы, о которых так беспокоились?

- Да, сэр Лембент! – промурлыкал тот, с обожанием глядя на Председателя ЧК. – Вы были абсолютно правы... как всегда! Никаких язв не осталось и в помине... все просто замечательно!

- Ну, вот и славненько! – подытожил Энтони. – Тогда, возвращаясь к мусору, поступим так... Пока есть возможность, продолжайте возить на космодром. Как места там не останется – сожжем...

- А если дезинтеграторы к тому времени еще не заработают? – уточнил Серега.

- Ну, что ж... в таком случае, придется задействовать «Темпер» дважды, - пожал плечами командор. – Невелика проблема!..

В этот момент открылась дверь, и в кабинет, споткнувшись на пороге, с грохотом ввалился брат-прогрессор.

- Извини, Энтони... мы задержались... – пробормотал он, стоя на четвереньках и шаря руками по полу в поисках улетевших очков. Ким Ка-Линовский резво соскочил со своего места и услужливо подал Топтыгину потерянный предмет.

- Ничего, старик! – успокоил друга Председатель ЧК, пряча улыбку в усы. – Если хочешь, чтобы твоему приходу очень сильно обрадовались, надо очень сильно опоздать! Однако, судя по всему, вы задержались по уважительной причине, - добавил он, разглядывая замершего на пороге с подносом в руках начальника продовольственного управления. – Входите, господин Лемангер, не стесняйтесь!

- Прошу прощения за опоздание! – тот аккуратно обошел все еще сидящего на полу Буха и поставил свою ношу на стол. – Но господин куратор захотел непременно дождаться выхода первой партии, так что...

- Что, заработало?! – возбужденно перебил его президент.

- Так точно, Ваше Превосходительство! – чиновник эффектным жестом сдернул накрывавшую поднос салфетку, открыв глазам присутствующих пирамиду ровных желтовато-розовых брикетов.

- Бог мой, внешне выглядит как настоящий куншоз! – воскликнул Биг-Босс. – Да так аппетитно, что я даже рискну попробовать! – он взял верхний брусок и с некоторым опасением надкусил его. – О! Восхитительно! Браво, господин Топтыгин! Вы настоящий волшебник!

- Стараюсь! – скромно ответил брат-прогрессор, усаживаясь на свое место за столом.

- Господа, пробуйте, не стесняйтесь! – предложил президент, беря еще один брикет.

Чиновники не заставили себя уговаривать, окружив поднос галдящей толпой. Командор тоже ухватил образчик новой продукции. Еще теплый брусок был маслянистым на ощупь и пах свежими огурцами. По консистенции пища оказалась похожа на нежную халву, а по вкусу – на сливочный сыр.

- Так что же получается, - обратился он к Буху. – Значит, мы и продовольственный вопрос закрываем?

- Ну, я бы так не сказал, Энтони, - наморщил лоб тот. – Пока что нам удалось запустить всего одну линию только на одной фабрике... Знаешь, это посложнее, чем с канализацией! Которая, кстати, тоже еще не доведена до ума...

- Но там же у тебя, вроде, какие-то команды работают?

- Ну, да, я обучил несколько человек, - признался брат-прогрессор. – Но этого крайне мало! А одновременно и готовить специалистов, и разрабатывать новый софт... а это приходится делать для каждого техпроцесса – ну, у меня просто времени не хватает, хоть разорвись!

- Может быть, тебе помощник нужен? – предложил Председатель ЧК.

- Ну, кто бы от помощника отказался! – усмехнулся Топтыгин. - Особенно когда такой аврал...

- Вер! – командор обратился к брату-эстету. – Если мне не изменяет память, ты же одно время вел компьютерные курсы?

- Факт! – кивнул тот.

- То есть опыт преподавания имеешь? В том числе и с нуля?

- Как раз с нуля я и обучал. Насчет прямо уж большого опыта хвастаться не стану, но годик преподавал...

- Бух, - Энтони снова обернулся к рационализатору и изобретателю. – Как насчет того, что ты полностью сосредоточишься на разработке, а Вертер возьмет на себя подготовку кадров?

- Да я с удовольствием! – пожал плечами тот. – Лишь бы он вник...

- Ты под ДОСом[1] свой софт пишешь? – уточнил Казановский.

- Нет, - улыбнулся брат-прогрессор. – Знаешь, местные компьютеры намного проще наших – не в смысле возможностей, а в смысле устройства. Там нет ни дисков, ни периферии, ни мультимедиа... по сути, все объединено в один кристалл. Так что не надо никаких драйверов, и на первых порах можно вообще обойтись без операционной системы... Главная сложность была в том, как подключить к ним нашу клавиатуру... Но после того, как я это дело нагнул... ну, сделал специальный коммутатор - осталось лишь написать собственную приблуду... Так... типа небольшой консоли[2]... И дальше уже все ваяю под ней...

- Полностью сам написал? – восхитился Вертер.

- Ну, а чего там, - застенчиво потупился Бух. – Так... ничего сложного! К тому же все по-русски...

- Ну, если еще и по-русски – то, думаю, разберусь, - подмигнул Казановский. – Правда, сейчас я курирую другой вопрос... менее эээ... интеллектуальный...

- Ну, я думаю, наш брат-физрук не откажется подхватить у тебя эту почетную миссию, - улыбнулся Председатель ЧК. – Как, Петрович, не побрезгуешь?

- Что за вопрос, Энтони! – чуть покраснев, пожал плечами форвард. – Если даже брат-эстет не брезговал, мне-то с чего! К тому же, ломать – не строить!..

- Вот и отлично! – обрадовался командор. – Господин Литтер, я могу со спокойной душой снимать кураторство по водоснабжению?

- Так точно, господин комиссар! – кивнул начальник управления коммунального хозяйства. – Водопровод работает в полном объеме. За прошедшие сутки никаких сбоев не замечено...

- Ну, договорились! – кивнул Лембент. – Итак, расставим приоритеты... Господин Лемангер, на сколько дней осталось продуктовых запасов?

- На два дня, господин комиссар!

- Так, Бух... Значит, бросай все, и сосредоточься на пищевых фабриках!

- Как скажешь...

- Да, но первым делом выдай Вертеру все, что надо для подготовки специалистов по наладке канализации!

- Хорошо, Энтони...

- Ну, что ж, господа! – Председатель ЧК оглядел присутствующих. – Должен признаться, что в целом я удовлетворен работой каждого из вас. И на сегодня можно с уверенностью заявить, что конец, так сказать, первого этапа выхода из кризиса уже виден! Задержу вас еще буквально на пять минут – мне бы хотелось наметить хотя бы укрупненные планы, чтобы я уже начал продумывать дальнейшую стратегию... Итак, на чем мы концентрируемся дальше? Сразу пытаемся восстановить большую связь или сначала запускаем транспорт?

- Может быть, прежде транспорта заняться больницами, господин комиссар? – подал голос Пабхел. – Конечно, благодаря деятельности Чрезвычайной Комиссии удалось избежать эпидемий, но все же накопилось много, так сказать, плановых мероприятий...

- Может быть! – согласился командор. – Еще какие-нибудь предложения есть?

- Да, сэр Лембент! – подал голос президент. – Знаете, вообще-то я хотел обсудить это с вами отдельно, но раз уж речь зашла сейчас… Вопрос, так сказать, политический…

- Ну, так, может быть, отпустим людей и поговорим? - предложил Энтони.

- Нет... – секунду подумав, покачал головой Биг-Босс. – Отчасти, даже лучше, если кто-то из моих помощников выскажет свое мнение... мне будет интересно его услышать! Давайте придадим этому решению элемент, так сказать, некой коллегиальности!

- Хорошо, как скажете! – кивнул Председатель ЧК. – В таком случае, я вас внимательно слушаю!

- Дело вот в чем... – президент задумчиво вертел в руках ручку. – Относительно стратегических планов... Насколько я понимаю, первоначально предполагалось, что с помощью вашей команды, сэр Лембент, мы сможем продержаться то тех пор, пока не удастся восстановить связь с Всеобщей Ассоциацией Вселенной и вызвать помощь… Верно?

- Ну, примерно так…

- Но теперь, глядя, с каким блеском Чрезвычайная Комиссия решает одну нашу проблему за другой, я поневоле начинаю задумываться… а стоит ли нам вообще обращаться за внешней помощью?..

- Ах, вот вы о чем! – командор казался слегка удивленным. - Признаться, о такой возможности я даже не думал! С одной стороны, конечно, миссия очень почетная… Но с другой… Бух, что скажешь? На твой взгляд, по плечу нам такая задача?

- Ну, неразрешимых задач не бывает! – флегматично пожал плечами тот. – Все упирается только в вопрос времени! Я пока даже не оценивал масштаб… но боюсь, речь тут может идти о месяцах! Разве что подготовить достаточно большую группу местных программистов…

- Тут с моим другом не поспоришь, господин Чмо-Кунь! – вздохнул Энтони. – Будем честны – ваши вселенские суперразработчики программного обеспечения, очевидно, наладят все гораздо быстрее…

- Возможно, - кивнул президент. – И даже наверняка… Но после этого мы вновь попадем в полную зависимость от них! И где гарантия, что в один не прекрасный момент подобная катастрофа не повторится?!

- В любом случае, нельзя оставлять все в том виде, как сейчас! – твердо сказал брат-прогрессор. – Интеграция – вещь хорошая... но должны быть разумные пределы! По крайней мере, внешняя связь точно должна быть аппаратно отделена от внутреннего контура! Да и внутри, честно говоря, я бы отказался от излишней глобализации! Разве есть необходимость объединять в общую сеть, скажем, канализацию и транспорт? Или утилизацию мусора и медицину? Никакой! А если мы разнесем все, как полагается, то даже, случись авария в одном секторе, она не приведет к такому коллапсу, как сейчас!

- Эх, господин Топтыгин! – грустно вздохнул Биг-Босс. – Вы думаете, что представители Великого шефства «Лайксенгем» станут прислушиваться к вашим безусловно здравым рекомендациям?..

- Что, не станут? – переспросил командор.

- Боюсь, что нет, сэр Лембент! – поморщился президент. – Эти господа отличаются невероятным снобизмом и обычно вообще не утруждают себя общением…

- К тому же, господин комиссар, - подал голос Куррент, - даже если они и выслушают мнение господина куратора, то проигнорируют его. Дело в том, что единая сеть – это как раз инструмент разработчиков. Они заинтересованы в том, чтобы через внешнюю связь иметь доступ ко всем системам фирмы «УДАВ». Ведь именно так они осуществляют свою техподдержку…

- Ах, вот, оно, что! – протянул Энтони. – То есть, эти разработчики не всегда прилетают к вам лично?

- Ну, что вы, сэр Лембент! – президент страдальчески закатил глаза. – Для нас это слишком много чести! Они были здесь только единожды… когда устанавливали свою систему… Ну, и, возможно, соизволят посетить нас еще один раз – если мы все же примем решение обращаться к ним. Хотя, не исключено, что настроят все на расстоянии…

- Вот это вряд ли! – покачал головой Бух. – По крайней мере, на тех компьютерах, где я у же запустил свои программы – не думаю, что им это удастся!

- Кстати, как они воспримут то, что нам пришлось поковыряться в их системах? – спросил командор.

- Насколько я представляю, крайне болезненно, господин комиссар! - усмехнулся директор электростанции. – Однако, полагаю, им придется проглотить эту пилюлю! Ведь это их оборудование допустило сбой…

- Куррент, ну, а вы что думаете по поводу моей идеи? – спросил у чиновника Биг-Босс.

- Если вас действительно интересует мое мнение, Ваше Превосходительство, то я – двумя руками «за»! – твердо кивнул тот. – Знаете, за все время, что я занимаю свой пост, только теперь, исключительно благодаря господину куратору, мне с моими сотрудниками впервые наконец-то удалось разобраться в нашем хозяйстве не только в теории, но и на практике. И теперь в случае каких-то непредвиденных ситуаций мы будем гораздо более подготовленными...

- Отлично подмечено! – заметил президент. – Знаете, сэр Лембент, скажу честно: ваша Миссия Ума и Сердца – первая команда, которая не просто оказывает фирме «УДАВ» техническую помощь, но при этом еще и щедро делится знаниями. Поверьте, это не может не импонировать! Конечно, мы приложим все возможные усилия к тому, чтобы вам было максимально комфортно на нашей гостеприимной земле, и вы оставались здесь как можно дольше! – он широко и открыто улыбнулся. – Но если все же вдруг когда-нибудь вас потянет обратно домой, мы окажемся уже не такими беспомощными, как до вашего счастливого прибытия!

- Ну, вы заглядываете уж слишком далеко вперед, господин Чмо-Кунь! – рассмеялся Энтони. – Пока что тут работы просто непочатый край, так что быстро вы от нас не отделаетесь!.. Что же касается вашей идеи – должен сказать, что она выглядит вполне здравой! По крайней мере, почему бы не попробовать? В конце концов, если что-то не будет получаться, всегда можно вернуться к первоначальному плану...

- Я ни на секунду не сомневаюсь, что у вас все получится, сэр Лембент! – с воодушевлением воскликнул Биг-Босс.

- Постараемся оправдать ваш оптимизм... – улыбнулся командор. – Но пока давайте, поступим так... В свете новых веяний возникает большое количество новых вопросов, требующих детального обсуждения... а я обещал закончить это совещание побыстрее. Поэтому давайте, сейчас все же прервемся, а завтра... – он взглянул на часы, - точнее, уже сегодня соберемся пораньше и все хорошенько обсудим! Буду рад, если у вас появятся конструктивные предложения! А пока все свободны!

Участники оперативки, оживленно переговариваясь, двинулись к выходу. В образовавшейся сутолоке кто-то вдруг легонько тронул Председателя ЧК за локоть. Обернувшись, он увидел чрезвычайно смущенного министра физкультуры и спорта.

- Простите, сэр Лембент! – вполголоса проговорил тот. – Я понимаю, что время очень позднее, и мне ужасно неловко, но... Хотелось бы перемолвиться с вами парой слов… если это возможно...

- О чем речь, друг мой! – кивнул Энтони, делая приглашающий жест в сторону опустевшего стола для заседаний. – Прошу!

- Э... нет-нет, господин командор! – Г-МФ подхватил его под руку и увлек к выходу. – Вопрос, понимаете ли, очень эээ... деликатный... а у любых стен есть уши! Давайте, я лучше провожу вас до гостиницы...

- Ну, вы прямо заинтриговали меня, господин Ка-Линовский! - усмехнулся комиссар. – Что ж, воля ваша... Идемте!..

 


[1] здесь имеется в виду MS-DOS (MicroSoft DiskOperatingSystem) - самая известная коммерческая дисковая операционная система фирмы Microsoft, ранее устанавливаемая на большинство IBM PC-совместимых компьютеров. Со временем была вытеснена ОС семейства Windows

[2] консоль (командный процессор) – это программа, поддерживающая интерпретатор командной строки, т.е. разновидность текстового интерфейса между человеком и компьютером, в котором инструкции компьютеру даются путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд)