Немецкий сверхтяжёлый танк Р-1000 «Ratte» («Крыса»)

n-4-271m

История «Крысы» была начата в 1941 году после проведения исследования трофейных тяжёлых советских танков. По этого было принято решение о создании не только «Крысы», но и более мелких и практичных танков «Королевский Тигр» и «Маус» («Мышь»). Поначалу именно «Маус», танк весом около 200 тонн, должен был стать первой машиной нового класса танков.

Несмотря на то, что вес танка «Маус» составлял около 200 тонн, в сравнении с  Р-1000 «Крысой», он действительно был мышонком. Танк Р-1000 «Ratte» был задуман: длиной – 35 метров, шириной – 14 метров, высотой – 11 метров и весом – 1000 (тысячу) тонн. «Обуть» его планировалось в гусеницы шириной 3,5 метра, похожими на те, которые используют теперь при постройке карьерных экскаваторов. В качестве силовой установки было запланировано использование пары дизелей MAN, обладающих совместной мощностью 17000 л.с. или же восьмёрки дизелей Daimler-Benz, обладающих мощностью 16000 л.с. Их применение позволило бы танку двигаться со скоростью до 40 км/час.

Основным вариантом устанавливаемого вооружения должна была стать пара морских орудий Shiffs Rfnobe C/28, каждое из которых обладало весом 48,2 тонны и длиной ствола 15 метров. Бронебойный снаряд для каждого из них обладал весом в 330 кг, а фугасный – 315 кг. Наибольшая дальность стрельбы составляла 42,5 км. Помимо основных пушек «Ratte» комплектовался восемью 20-мм зенитными орудиями Flak 38 и двумя крупнокалиберными пулемётами Mauser MG151/15.

Передвижение танка Р-1000 было бы катастрофичным для всех немецких дорог, поскольку из-за своих габаритов и веса он просто не смог бы по ним проехать, не уничтожив. Пересечение водных преград предусматривалось самостоятельное, поскольку практически ни один мост не смог бы выдержать такого монстра. Впрочем, габариты это вполне позволяли.

Считается, что не было построено ни единого экземпляра танка Р-1000 «Ratte». Однако по имеющимся сведениям в марте 1944 года первый «сухопутный крейсер» из трёх заложенных был построен на верфях Гамбурга и переправлен в восточную часть Берлина. Второй прибыл на следующий месяц. Третий же был настолько повреждён во время бомбардировки союзников, что не подлежал ремонту.

15 августа 1944 года генерал-майор Шуфт принял под своё командование так называемую сухопутную крейсерскую группу, в состав которой входили: одна «Крыса», 30 более лёгких танков, несколько десятков лёгких транспортных средств и одна тысяча пехотинцев. Её следовало развернуть по направлению движения наших войск, подходящих к границе Германии. 26 августа группе было приказано нанести удар в стык двух советских танковых армий.

Рано утром 29 августа «Крыса» подвергла позиции советских войск разрушительной бомбардировке. В попытке разузнать, откуда ведётся такой сильный огонь, в разведку было направлено несколько самолётов. Один из них обнаружил «Крысу», но при возвращении домой был сбит. И все же к полудню танк предстал во всей своей красе. Прорвавшиеся вплотную к нему советские танки ничего не могли поделать этому монстру. Огонь артиллерийских батарей крупного калибра также не причинял танку особого вреда. Тем не менее к вечеру, оставшийся к тому времени беззащитным, «крейсер» разбомбили советские бомбардировщики. Сначала полутонная бомба пробив палубу угодила в машинный отсек, а другая вскоре пробила башню и своим взрывом вызвала детонацию всего боезапаса. В результате последнего попадания погибли практически все члены экипажа во главе с генерал-майором Шуфтом.