Зачем России нужны «Мистрали»?

Александр Плеханов -- 02.02.2013, 11:09

 

24 декабря 2010 года Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолётоносцев «Мистраль» на французской верфи. Еще два корабля такого типа предполагается построить по лицензии в России. Тогда же было объявлено, что по итогам тендера на поставку вертолётоносцев власти РФ выбрали предложение консорциума, состоящего из французской компании DCNS и российской Объединённой судостроительной корпорации.

 

n-3-279m

Франция начала строить для России «Мистраль», но зачем нам нужны эти корабли, так никто и не понял

 

1 февраля на старейшей французской верфи в Сен-Назере был заложен первый российский вертолётоносец типа «Мистраль» – «Владивосток». Данное событие, как того и следовало ожидать, опять вызвало массовое обсуждение в СМИ и на просторах Рунета.

И опять, как и раньше, никто не может дать ответ на простой, казалось бы, вопрос: зачем России нужны эти корабли? Особенно в свете заявлений вице-премьера Дмитрия Рогозина, который на днях негативно отозвался о «Мистралях» и попутно выдал, как сказали бы раньше, военную тайну. По словам вице-премьера, «Мистрали» не рассчитаны на эксплуатацию при температуре ниже семи градусов по Цельсию; следовательно, российскому флоту они мало подходят, так как все наши основные военно-морские базы размещены в таких регионах, где в порядке вещей бывает минусовая температура.

Разумеется, наши «партнёры» из НАТО и без Рогозина прекрасно осведомлены о характеристиках «Мистраля», и Америку он никому не открыл, но вопрос от этого не становится менее запутанным, и совсем уж непонятно, в чьём воспалённом рассудке родилась идея потратить 1,2 млрд евро российских налогоплательщиков на условно боеспособные корабли. Причём цена получилась какая-то странная: ведь для французского флота вертолётоносцы обходятся по 400 млн евро за штуку. При этом «Владивосток» будет лишь на 80% французским (20% материалов поставят российские заводы), а при строительстве второго корабля, «Севастополь», уровень «локализации» достигнет уже 40%. Так почему же корабли обошлись более чем на 200 млн евро дороже своих французских собратьев, особенно с учётом использования достаточно большого количества российских материалов?

К сожалению, это – не единственный момент, который вызывает вопросы.

Как известно, оба корабля будут включены в состав Тихоокеанского флота и, по официальной версии, должны обеспечивать безопасность Курильских островов и прочих российских территорий в данном регионе. Но дело в том, что «Мистраль» – это десантный вертолётоносец, созданный для боевых действий на большом (более 32 000 км) удалении от своей базы и подразумевающий высадку десанта на некий плацдарм, а если называть вещи своими именами, то на вражескую территорию.

Спору нет, такие корабли отлично подходят для решения многих геополитических задач, если бы не одно «но». Дело в том, что десантные вертолётоносцы, мягко говоря, не предназначены для обороны. Да, эти корабли считаются универсальными и могут использоваться как командный центр и даже плавучий госпиталь, но по такому назначению их практически не используют. Главная их функция – быть «длинной рукой» той страны, под флагом которой они плавают, что наглядно продемонстрировал французский «Мистраль» в агрессии против Ливии, где он занимался обеспечением очередной натовской порки неугодного режима. И если Франция со своими англосаксонскими партнёрами давно занимаются насаждением демократических ценностей с тротиловой начинкой по всему миру, то российские морпехи вряд ли когда-либо будут выступать в роли «разносчиков демократии», тем более в Тихоокеанском регионе.

Ведь достаточно посмотреть на карту, и сразу станет видно, что в Тихом океане «Мистралям» попросту нечего делать. Имея даже очень богатое воображение и буйную фантазию, как-то сложно представить, чтобы с них высаживались десанты на территорию Китая, Японии или Северной и Южной Кореи. Ещё менее вероятен десант в Австралию и Новую Зеландию, не говоря уже про Североамериканский континент. Можно вспомнить, конечно, и про Курилы, но кто же в здравом уме высаживает десант на собственную территорию?! Как ни крути, а Курилы эффективнее и дешевле оборонять не дорогущими десантными вертолётоносцами, а чем-то другим.

Место базирования «Мистралей» – Владивосток. То есть они будут базироваться в замерзающем зимой порту и, если верить заявлению Рогозина, станут небоеспособны уже в осеннее время: как только температура опустится ниже семи градусов, оба корабля моментально превратятся в бесполезные стальные коробки.

Интересно, делая заказ на эти корабли, наше военное руководство догадывалось о том, что Владивостокский порт зимой замерзает? Если не догадывалось, то это очень и очень странно, так как именно это обстоятельство не в последнюю очередь привело к трагическому финалу русско-японской войны в 1904-05 гг. Именно по причине замерзания Владивостокского порта 1-я Тихоокеанская эскадра была вынуждена базироваться в незамерзающем Порт-Артуре. Но Порт-Артур в 1955 году возвращён Китаю, база во вьетнамском Камране также оставлена, и у России остался только замерзающий Владивосток. Так спрашивается: для чего тогда козе баян? Зачем России нужны две бесполезные игрушки ценой в 1,2 млрд евро?..

Что-то подсказывает: вряд ли кто-либо из генштабовских стратегов знает ответ на этот вопрос. Корабли заказаны, оплачены, начато строительство, но что с ними делать – неизвестно. И не надо быть военным экспертом, чтобы понять, что использование «Мистралей» на Тихом океане так же эффективно, как использование там же Ноева ковчега. Как только выпадет первый снежок и появится первый ледок, «Мистрали» превратятся в лучшем случае в плавучие казармы. А если вспомнить, во сколько обойдётся их техническое обслуживание, которое продлится минимум четверть века, то казармы эти будут ещё и очень дорогостоящими. Ведь французские «партнёры» будут обслуживать корабли не за красивые глаза и не благотворительности ради.

Но, как говорится, лиха беда начало. Самое интересное заключается в том, что некоторые наши стратеги настолько всерьёз увлеклись «Мистралями», что даже начали подумывать о специальных БМП именно для этих кораблей. Минобороны уже озвучило спецификацию на новую машину, которая должна быть больше, тяжелее и лучше защищена, чем БМП-2 и БМП-3.

Планы флота по комплектованию «Мистралей» уже успел раскритиковать вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: «Налаживать серийное производство с нуля боевых машин под конкретный вертолётоносец – это абсолютная глупость. Вообще производство бронетанковой техники имеет смысл в том случае, если численность серии превышает 100-150 единиц. А для пары «Мистралей» потребуется в лучшем случае два десятка машин». К сожалению, К.Сивков не уточнил, во сколько обойдётся российским налогоплательщикам выпуск этих БМП фактически ручной сборки, коли речь не идёт о крупносерийном производстве. Но уже сейчас ни для кого не секрет, что, как и «Мистрали», новые БМП также влетят в копеечку.

Чтобы понять целесообразность покупки «Мистралей», надо посмотреть на другие страны и на то, как и для чего они используют свои вертолётоносцы. Так как вертолётоносцы достаточно дороги, то лишь ограниченное число стран могут себе их позволить. Наибольший «парк» десантных вертолётоносцев, разумеется, у США; есть они у Австралии, Франции, Китая, Японии, Южной Кореи и Испании. Если исключить из этого списка Китай, то видно, что все остальные страны являются союзниками США, а многие состоят в НАТО. Поэтому и используются вертолётоносцы, как правило, для поддержки старшего звёздно-полосатого «брата», когда тот устраивает очередную войну в каком-либо регионе. В качестве примера можно привести Австралию, флот которой участвовал в поддержке агрессии Альянса против Ирака, притом, что сама страна не является членом НАТО.

Что касается Китая, то его стремительное превращение в мировую сверхдержаву просто обязывает китайские ВМС иметь в своём составе десантные вертолётоносцы, так как зона жизненных интересов Китая давно вышла за пределы Тихоокеанского региона. Впрочем, и под носом у Китая проблем хватает: это и территориальные споры с Японией, это и проблема Тайваня, который Китай продолжает считать своей территорией. Аналогичная проблема имеется и у Южной Кореи, фактически находящейся в состоянии «тёплой» войны с Кореей Северной. Правда, в составе южнокорейских ВМС имеется всего один вертолётоносец – «Токто», да и тому, по большому счету, не нашли внятного применения. Находящейся под протекторатом США Японии вертолётоносцы вроде бы и не нужны, но у этой страны есть нерешённые территориальные споры практически со всеми своими соседями. И, случись чего, Японии, несомненно, будет что и куда высаживать. Но вот что, куда и, главное, зачем высаживать России на Тихом океане?

Бесполезны «Мистрали» и на Балтике, и на Чёрном море, как, впрочем, и на Северном флоте, где большую часть года они будут просто мёрзнуть у причалов. Можно не сомневаться, Д.Рогозин прекрасно знал, о чем говорил. «Мистрали», возможно, пригодились бы России на Средиземном море, особенно в свете сирийского конфликта, но, не имея порта базирования, они будут напоминать двух бомжей, слоняющихся по Средиземноморью и не знающих, куда приткнуться. А базирование в Севастополе будет зависеть и от доброй воли Турции, которая без всякого объяснения причин может закрыть проливы, и от Украины, которая давно уже мечтает о том, как бы выгнать наш Черноморский флот со своей территории.

Вот и получается, что, несмотря на свои действительно неплохие качества, «Мистрали» России не нужны. Они оказались бы очень кстати в советском ВМФ, но не в российском. За прошедшие 20 лет с распада СССР мир сильно изменился, и официально на всех уровнях Россия считается страной третьего мира. Если раньше геополитические интересы СССР простирались и отстаивались во всех частях планеты, то у России они сузились до пределов территорий бывшего Союза, да и то во многих регионах она теряет остатки своего былого влияния. Причём теряет стремительно: достаточно вспомнить войну с Грузией, немыслимую ещё каких-то десять лет назад. И в таких условиях покупка «Мистралей» выглядит столь же нелепо, как покупка дворником костюма от Бриони.

Впрочем, история с «Мистралями» – это всего лишь один из множества эпизодов, совокупность которых почему-то обозвали «реформой вооружённых сил», хотя назвать это следовало бы совсем иначе. Но, увы, у власти иное мнение по поводу того, чем занимался бывший министр обороны. «Считаю, что Сердюков в качестве министра обороны работал эффективно», – сказал, как отрезал, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Странная, правда, получается эффективность – выкинуть 1,2 млрд евро фактически на ветер (символично, что одно из значений слова «мистраль» – холодный северо-западный ветер), но вот так у нас мыслит руководство страны...

 

n-5-308m