Смерть без газа: Украина не переживёт зиму

В Европе предупредили об угрозе краха «Укртрансгаза» из-за долгов

«Газета “Ру”», Отдел «Бизнес»  --  24.07.2019, 10:00

n 12 0077p

 

Украина рискует не пережить зиму. У «Укртрансгаза» накопился долг на $160 млн, который нечем отдавать, и это может обернуться крахом для газового оператора. Европейские трейдеры требуют немедленных выплат.

Украинский газовый оператор «Укртрансгаз» (УТГ) теряет имидж надёжного партнёра Европы. Энерготрейдеры из более 100 компаний в 27 европейских странах указали украинскому оператору газотранспортной системы на долги в несколько миллиардов гривен и потребовали немедленных выплат.

Европейская федерация энерготрейдеров (EFET) направила письмо от имени генерального секретаря Ян Ван Акена в адрес руководства в лице главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева. Его приводит издание «Украинские новости». В тексте высказывается беспокойство из-за накопленных долгов. Европейцы предупредили о пагубных последствиях для компании.

Из письма к руководству «Нафтогаза» следует, что европейские трейдеры потеряли доверие к «Укртрансгаз» как к партнёру и заявили о его ненадёжности. Такая ситуация может ударить по желанию западных инвесторов вкладывать деньги в энергетический сектор Украины.

Помимо этого, ненадёжность украинского газового партнёра может ослабить позицию страны в предстоящих переговорах по транзиту российского газа в Европейский союз, отметили в коллективе евротрейдеров. Контракт на поставку газа между Россией и Украиной истекает в конце 2019 года.

«Ситуация крайне деликатная и вызывает опасения. Это угрожает стабильному функционированию УТГ и поднимает серьёзные вопросы о безопасности поставок газа», — приводит цитату из документа газета «Украинские новости».

Трейдеры обращают внимание, что компания копила долги в течение нескольких месяцев. За этот период она перестала расплачиваться с теми компаниями, с которыми заключены контракты.

К настоящему моменту долг оценивают в 4,1 млрд гривен ($159 млн или 10 млрд рублей).

«В конце апреля 2019 года УТГ сократила оплату за газ, уже поставленный этими поставщиками в марте 2019 года. УТГ также ещё не оплатил поставленный в апреле газ и сообщил поставщикам, что оплата за поставленный в мае газ также не будет произведена вовремя. Накопился долг в размере 4,1 млрд грн по этим контрактным поставкам», — цитирует украинское издание выдержку письма к «Нафтогазу».

Кроме того, украинская компания перестала оплачивать газ, который поставлен сверх нормы, утверждают европейцы. Это привело к тому, что поставщики газа потеряли стимул для дополнительных газовых поставок и прекратили их в середине июня.

Европейская федерация энерготрейдеров призвала главу НАК «Нафтогаза» Андрея Коболева вмешаться в ситуацию и в самые короткие сроки приступить к своевременным выплатам по просроченным счетам, чтобы не подорвать функционирование «Укртрансгаза».

«Это необходимо сделать немедленно, чтобы Украина могла должным образом провести подготовку к приближающейся зиме 2019-20 годов», — следует из письма EFET.

В конце мая в Украине забили тревогу из-за критического дефицита газа. В то время как запасы в подземных хранилищах оцениваются в 152 млн кубометров газа, месячная потребность «голубого топлива» составляет порядка 240 млн кубометров, подчёркивали в «Укртрансгазе».

С июня по август для собственных нужд и поддержания работы системы ГТС необходимо как минимум 720 млн кубометров газа. Месяц назад украинский газовый оператор уведомлял, что к тому моменту было проведено 12 аукционов, на которых ГТС попыталась купить 880 млн кубометров газа. Но ни один поставщиков не стал продавать топливо.

Как предположили в «Укртрансгазе» тогда, это могло произойти из-за того, что долги компании по предыдущим контрактам перед этими же поставщиками до сих пор не погашены.

«Вероятная причина - дефицит средств «Укртрансгаза» и, как следствие, несвоевременные расчёты с контрагентами по действующим договорам закупок газа для собственных производственно-технологических нужд, долг по которым уже составляет 4,1 млрд гривен», — говорится в сообщении оператора ГТС Украины.

14 июня «Укртрансгаз» объявил чрезвычайную ситуацию и заявил, что газа на обеспечение работоспособности ГТС хватит только на 10 ближайших дней - до 24 июня.

«В связи с дефицитом средств Укртрансгаз не имеет возможности вовремя рассчитываться по контрактам закупок газа для собственных производственно-технологических нужд», — говорилось в заявлении.

По заявлению газового оператора, ежемесячное ухудшение финансовой ситуации связано с «экономически необоснованными временными тарифами», которые в конце 2018 года ввела Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

 

R 3

 

Украина пошла по миру в поисках газа

ДГ «Взгляд», Ольга Самофалова  --  26 июля 2019, 13:02

 

n 12 0078pУкраина этой зимой может остаться без газа вообще. Без транзита российского газа невозможен никакой реверс из Европы. В Киеве сейчас озвучивают другие варианты покупки голубого топлива. Но на поверку они оказываются либо невозможными, либо очень дорогими. Более того, из-за недопоставок газа в Европу по украинской трубе, ситуация для Киева станет ещё более безнадёжной.

Украинский «Нафтогаз» уже начал готовиться к окончанию газового контракта с Россией в 2020 году. Он работает над тем, чтобы уже с января 2020 года закупать газ в Катаре для собственных нужд. Получать его планируется в реверсном режиме через Трансбалканский газопровод. Такое заявление сделал на своей странице в Facebook директор компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. По его словам, диверсификация поставок газа южноевропейскими странами создаёт хорошую конкуренцию российскому газу. Речь идёт о поставках азербайджанского газа через TANAP на границу с Грецией и о поставках СПГ в Европу. 

Чтобы начать поставки катарского газа прямо в Украину, необходимо решить основную проблему – договориться с Турцией о проходе танкеров с топливом через пролив Босфор, пояснил Макогон. По его словам, на днях катарский газ впервые был доставлен на СПГ-терминал в Грецию на судне класса Q-Flex, которое может перевозить более 210 тыс. кубометров сжиженного газа.

Зачем Украине понадобилось искать новых поставщиков газа? Она ещё в 2015 году отказалась от закупки российского газа напрямую у Газпрома. Тогда был найден другой источник импорта топлива – реверсом из Польши, Словакии и Венгрии. Однако независимость Украины от российского газа на самом деле полная фикция. Как известно, европейские трейдеры всего лишь покупают газ у Газпрома и перепродают его Украине по более высокой цене. Это сделка проходит как реверсные поставки (в обратном направлении) только на бумаге, в реальности Украина просто отбирает оплаченные объёмы из транзитной трубы на своей территории. Тогда как по бумаге этот газ якобы дошёл до Польши, Словакии или Венгрии, а оттуда в обратном (реверсном) режиме вернулся в Украину.

Ирония в том, что торпедируя подписание нового транзитного контракта с Газпромом, «Нафтогаз» лишает собственных украинских потребителей возможности покупать импортный газ в Польше, Венгрии или Словакии в так называемом реверсном режиме. Всё просто: если российский газ не идёт транзитом через Украину, значит, и у Европы нет лишнего газа для перепродажи Украине.

Отсюда и поиск новых схем покупки импортного газа Украиной.

Где же Украина сможет найти голубое топливо для собственных нужд? Это совершенно не праздный вопрос, так как на импортный газ приходится треть потребления газа Украиной. Она потребляет в последние годы порядка 30 млрд кубометров голубого топлива. При этом в 2018 году Украина добыла на своей территории 20,9 млрд кубометров газа, а импортировала 10,4 млрд кубов (на 3,1 млрд долларов).

Потребление газа после 2014 года сильно упало в стране. С одной стороны, из-за падения промышленного производства, где газ зачастую является ещё и сырьём. С другой стороны, из-за вынужденной экономии в отопительный сезон простыми украинцами – из-за выросших в 11 раз тарифов на газ на фоне экономического обнищания (по сравнению с 2013 годом).

Покупать катарский газ – не новая идея. Бывший украинский президент Пётр Порошенко тоже мечтал покупать газ в Катаре. Он делал даже такое предложение эмиру весной 2018 года во время официального визита в Катар. Однако до дела так и не дошло. Теперь Макогон говорит, что планирует получать СПГ из Катара через Трансбалканский газопровод. Сейчас по нему Украина поставляет российский газ через Румынию и Болгарию в Турцию. Но если Киев сорвёт российский транзит, то, конечно, эта труба опустеет. Теоретически после тестов и доработок движение газа по трубе можно пустить в обратном направлении – из Турции через Болгарию и Румынию в Украину.

«Всё это в теории возможно при условии, что не будет транзита. Потому что сейчас по Трансбалканскому газопроводу идёт газ с севера на юг не только для Турции, но и для Болгарии, и для Балканских стран. С января турецкий объём уйдёт за счёт «Турецкого потока», но Болгарию и других хотелось бы продолжить так же запитывать через трубу», — говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Ещё один интересный момент: сможет ли Украина использовать мощности Трансбалканского газопровода по полной? Газопровод находится на территории ЕС, а это значит, что на него должны распространяться нормы третьего энергопакета. В рамках этого закона Газпром может зарезервировать половину мощностей этой трубы, наравне с Украиной, и качать по нему свой газ. Впрочем, Юшков не исключает, что в рамках долгосрочного контракта Газпром распоряжается полностью этой трубой как арендодатель. В этом случае Украина вообще не сможет прокачивать импортный газ по этой трубе без разрешения Газпрома. Конечно, Украина будет возмущаться и биться в истерике, но жалоба в ЕК будет рассматриваться долго, а здесь и для Газпрома, и для самой Украины, важны поставки именно в январе-апреле, чтобы не замёрзнуть, говорит Юшков.

Ещё одним вариантом доставки СПГ является польский СПГ-терминал в Свиноустье, и далее по трубопроводам в Украину.

Если транзит российского газа через Украину полностью останавливается, то украинскую трубу в теории можно начать использовать физически для прокачки газа в реверсном режиме (обратном направлении) – с запада на восток.

Впрочем, польский СПГ-терминал может принимать максимум 5 млрд кубометров СПГ в год, а Украина импортирует вдвое больше. Дешёвым такой газ тоже сложно будет назвать. Чтобы поляки покупали приходящий к ним СПГ, польским властям пришлось применить силу – обязать своих потребителей покупать часть газа с построенного терминала. Причина банальна – катарский газ оказался слишком дорогим. Для Украины его цена будет ещё больше, потому что транспортное плечо увеличится, и поляки возьмут свою наценку за перепродажу голубого топлива.

Американский СПГ, к которому «Нафтогаз» также неровно дышит по целому ряду политических причин, тоже может добраться до Украины через СПГ-терминал в Польше. Варшава уже договаривается с США о закупке американского СПГ. Правда, поставки планируется начать не раньше 2022–2023 годов.

Причём Варшава сделала довольно странное заявление, что якобы СПГ из США обойдётся Польше на 20-30% дешевле, чем российский газ. Вопросы ценообразования, конечно, засекречены, но в такую скидку очень сложно поверить. Когда в Польшу пришёл первый танкер с американским СПГ, там, наоборот, ужаснулись его цене, которая оказалась даже выше недешёвого катарского СПГ. Впрочем, Украина, которой Польша, скорее всего, рассчитывает перепродавать это топливо, в любом случае получит газ по цене, которую поляки посчитают выгодной для себя. И этот вариант покупки американского газа будет актуален для Украины только с 2022 года.

До этого момента Польша продолжит покупать российский газ, так как контракт с Газпромом действует до 2022 года, после чего Варшава не хочет его продлевать. В 2018 году Польша купила в России почти 10 млрд кубов газа – это четверть от общего объёма поставок в регион.

Трубопроводный газ в любом случае выходит дешевле СПГ. Однако его не так просто найти в Европе, особенно таким странам, как Польша и Украина, которые воротят нос от российского.

Российский трубопроводный газ Варшава надеется заменить на трубопроводный газ из Норвегии. Для этого обещают построить газопровод Baltic Pipe, пересекающий трубы «Северных потоков» у берегов Дании. Польша рассчитывает получать по нему 10 млрд кубов газа из Норвегии. Правда, даже если проект будет, наконец, реализован (ему уже почти десять лет), то имеются большие сомнения, что у Норвегии окажется столько свободного газа специально для Польши.

То, что добыча голубого топлива в Норвегии продолжит снижаться – неоспоримый факт, который норвежцы не скрывают. При этом спрос на него у других европейцев неожиданно увеличивается. Часть газа может перетащить на себя Дания, через территорию которой пройдёт Baltic Pipe. А тут ещё Великобритания решила в свете последних разногласий снизить закупку российского газа и нарастить его закупку у Норвегии. Останется ли у Норвегии хоть что-то для Польши? Рассчитывать на все 10 млрд кубов в год норвежского газа Варшаве явно не стоит. И надо понимать, что этот проект если запустят, то не в 2020-м и даже не в 2021 году.

Все эти альтернативные варианты закупки другого газа Украиной в случае остановки транзита российского газа в Европу дышат на ладан. Они либо труднореализуемы, либо возможны только через два-три года, либо и то и другое. Не говоря уже об экономической стороне – серьёзном удорожании импортного газа для Украины.

Тогда как альтернативный газ Киеву нужен будет уже этой зимой. Киев столкнется с реальной проблемой, как не дать украинцам замерзнуть из-за собственной несговорчивости на переговорах с Россией и ЕС.

Именно поэтому «Нафтогаз» поставил цель закачать в подземные хранилища к середине октября (началу отопительного сезона) 20 млрд кубометров, что на 3 млрд кубометров газа больше, чем было закачено в прошлом году. Чтобы найти деньги на закупку такого количества газа, компания выпускает евробонды. Но этого будет недостаточно.

«Газопроводного газа в Европе для Украины нигде нет. У Азербайджана весь газ законтрактован, лишнего нет, и ему приходится закупать газ у Газпрома. На севере у Норвегии тоже нет лишнего газа. Поэтому трубопроводных поставок газа для Украины быть не может, там нигде нет газа», – говорит Игорь Юшков. Поэтому вариант один – покупать более дорогой СПГ, поставки которого возможны через Турцию или Польшу.

«На самом деле, Украина может покупать любой СПГ, не обязательно у Катара. Они будут брать его у трейдеров, у которых может оказаться СПГ из Алжира или даже российский с "Ямал-СПГ"», — отмечает Юшков.

«Будет остро стоять вопрос цены. Отсутствие транзита из России через Украину этой зимой будет означать риск недопоставок российского газа в Европу в отопительный сезон. В условиях дефицита газа вырастут цены на СПГ, который хлынет на рынок Западной Европы, где есть платёжеспособный спрос. Вопрос – будет ли свободный СПГ для Украины в таких условиях в январе, например? Во-вторых, необходимо протестировать новые системы поставки газа в Украину, так как до конца непонятно, будут ли трубы работать в реверсном режиме? Во все ли регионы Украины может быть доставлен этот газ по такой сложной схеме? Надо смотреть, можно ли все это технически сделать», — рассуждает эксперт ФНЭБ.

«В любом случае поставки СПГ в Украину возможны только при отсутствии транзита через Украину российского газа. Европейцам стоит задуматься о том, что «Нафтогаз» за полгода до окончания контракта уже уверен, что нового контракта не подпишут», — заключает собеседник.