Украина в двух шагах от дефолта

Standard & Poor’s понизило рейтинг «незалежной» до уровня "СС"

svpressa.ru («СП»), Андрей Полунин  --  12.04.2015, 10:23

n 8 104p

Фото: imago stock&people/Global Look Press

 

В пятницу, 10 апреля, Киев официально приблизился на шаг к дефолту. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) снизило кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте с уровня «CCC–» до «СС» с негативным прогнозом.

Оценка «СС» говорит о том, что Киев испытывает серьёзные трудности с выплатами по долговым обязательствам. Рейтинг Украины, таким образом, остаётся в преддефолтной категории – от дефолта («D») его отделяют две ступени.

На практике это означает, что дефолт Украины по долгу в иностранной валюте практически неизбежен. Украинское правительство, отмечает S&P, объявило о намерении реструктуризировать коммерческий долг в иностранной валюте. Однако «по нашему критерию оценки мы бы классифицировали подобную реструктуризацию внешнего долга Украины как равносильную дефолту», — пояснило агентство в своём сообщении.

Напомним: кредитный рейтинг Киева падает довольно быстро. В последний раз S&P снизило понижало долгосрочный суверенный рейтинг Украины в иностранной валюте до «ССС–» с уровня «ССС» всего лишь в декабре 2014 года. Если такие темпы сохранятся, ждать юридической констатации украинского дефолта недолго.

Масла в огонь подлило заявление Комитета частных кредиторов Украины. 9 апреля пять крупнейших держателей украинских еврооблигаций (примерно на 10 млрд долларов) выступили против списания основной суммы долга. Киев должен получить необходимую ликвидность, но без списания долгов, говорится в заявлении, распространённом от имени консультанта кредиторов – компании Blackstone Group International Partners.

Между тем, уже сейчас общий долг Украины оценивается в 50 млрд долларов. В 2014 году он составил 71% ВВП, а в 2015-м, по прогнозу нацбанка Украины, достигнет запредельных 93% ВВП.

Заявление кредиторов ставит под угрозу срыва утверждённую в марте программу МВФ, по которой до 2019 года Украина должна сэкономить на обслуживании внешнего долга 15 млрд долларов. Для выполнения программы кабмин Украины 4 апреля утвердил распоряжение о реструктуризации всех обязательств по внешнему долгу. Чтобы получить второй транш от МВФ, Украина должна провести до конца мая реструктуризацию 29 выпусков ценных бумаг. Но, похоже, сделать это попросту нереально.

 

«СП»: – Что стоит за решением Standard & Poor’s, и что ждёт Украину в случае замораживания траншей МВФ?

– С точки зрения здравого смысла, Украина уже давно находится в состоянии технического дефолта, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – У неё нет возможности расплатиться с кредиторами без масштабной реструктуризации внешнего долга. В этом смысле, Standard & Poor’s исходит из реальных показателей и рисков, и выставляет реалистичную оценку.

Ситуация усугубляется тем, что во внешнем долге Украины велика доля обязательств госкомпаний, которым МВФ «прописал» аудит, чистку балансов, повышение прозрачности и возможность акционирования. Пока все эти меры реализуются слабо, и это тоже играет против Киева.

Решение S&P следует рассматривать и в контексте непростого рисунка переговоров между Киевом, МВФ и пулом инвесторов. Причём, проблема не сколько в Киеве, сколько именно в МВФ. Насколько можно понять, между фондом и Standard & Poor’s возникли определённые разногласия, но на публике они не обсуждаются.

17-18 апреля в Вашингтоне будет проходить ежегодная весенняя встреча управляющих директоров МВФ. На ней будет присутствовать в полном составе и Всемирный банк, другие международные финансовые организации. Где-то на полях традиционных консультаций будут обсуждаться и вопросы управления украинскими рисками.

Пока ясно одно: в целом, для картины, которая складывается в глобальной экономике, дефолт Украины крайне нежелателен. Он может спровоцировать дополнительную турбулентность на финансовых рынках, которые сегодня и без того перегружены рисками. А это никому не нужно.

Поэтому можно ожидать, что уже к концу второй декады апреля переговорный процесс между МВФ и пулом инвесторов выйдет на взаимоприемлемый компромисс. А затем, в течение третьей декады, можно рассчитывать и на достижение каких-то конкретных результатов.

 

«СП»: – Что все-таки не поделили на Украине МВФ и S&P?

– Мы можем только догадываться, что происходит за стенами переговорных кабинетов. Тем не менее, S&P своим решением несколько ускорит процесс оформления соглашений. Как ни крути, рейтинговое агентство - зеркало, в которое участники переговоров по реструктуризации украинского долга должны вглядываться, чтобы понять, какие сигналы посылают их действия мировым финансовым рынкам.

Бесспорно одно: разногласия между МВФ и Standard & Poor’s налицо. Возможно, фонд будет вынужден поменять программу помощи Украине на 17,5 млрд долларов, рассчитанную на четыре года. Такие корректировки возможны - на Украине работает миссия МВФ, и на основе её докладов, которые миссия готовит ежеквартально, и могут быть внесены необходимые изменения…

– Технически Standard & Poor’s совершенно прав: когда страна просит о реструктуризации долгов, это и есть дефолт, – отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Тем более, со стороны украинских политиков раздаются громкие заявления, вроде того, что Украина должна реструктурировать долги в одностороннем порядке, или даже списать часть задолженности. Все это говорит о том, что дефолт «незалежной» уже наступил, но пока юридически не оформлен.

МВФ в этой ситуации действует, исходя из чисто политических задач. Как известно, фонд является инструментом Вашингтона для подчинения и поддержки ряда стран. Это значит, Украина будет получать деньги от того же МВФ, несмотря на проблемы в экономике.

Никто на Западе, понятно, не станет развивать «незалежную» в мощную региональную державу. Но её будут минимально поддерживать на плаву, чтобы Киев мог вести боевые действия на Юго-Востоке. Такая помощь вполне укладывается в геополитическую логику США, и МВФ - который формально от Америки не зависит – будет обеспечивать украинскую жизнеспособность.

 

«СП»: – Получается, экономическая катастрофа, связанная с замораживанием кредитных линий, Киеву не грозит?

– На мой взгляд, нет - экономического обвала не будет. Финансирование будет продолжаться по формуле «деньги в обмен на войну». И поддержка нынешнего режима деньгами будет пролонгироваться до тех пор, пока Украина будет выполнять функцию очага нестабильности в Восточной Европе.

Как только эта функция станет Вашингтону ненужной, Киеву перестанут выделять средства. И при таком сценарии судьба Украины уже не будет интересовать США, МВФ, ЕБРР и Евросоюз, - вообще никого, кроме, возможно, Российской Федерации.

Могу лишь напомнить, что американский миллиардер и инвестор Джим Роджерс, который в начале 1970-х годов вместе с Джорджем Соросом стал одним из основателей Quantum Fund, оценил ситуацию на Украине крайне пессимистично. По его словам, управленческие структуры в «незалежной» разрушены, поэтому вкладывать в украинскую экономику не имеет смысла.

Фактически, с точки зрения инвесторов, Украине проседать дальше попросту некуда - её экономика сегодня лежит на дне. Да, на Украине можно и сейчас выращивать кукурузу и рапс на биотопливо. Но, боюсь, это не те проекты, которые могут заинтересовать западный бизнес…