Украинский миф коричневого окраса

Как праздновать День Победы при фашистах?

Виктор Мартынюк -- 01.05.2014, 07:11

n-3-17m

© KM.RU, Илья Шабардин

 

Хунта отказалась от празднования 9 мая в пользу «Дня памяти» накануне

В этом мае Украина в своих пока что признаваемых миром границах будет отмечать день окончания Великой Отечественной войны два дня подряд. Та часть, что подчиняется Киеву поднимет бокалы 8-го мая, а та, что со своим пророссийским вектором объединилась, никак не откажется от традиционного Дня Победы - 9 мая. Как бы хунта не ярилась. Есть в этом мире вещи поважнее писулек с улиц Банковой и Грушевского.

В это было бы сложно поверить при любой другой власти, но не при власти Турчинова и Яценюка. Празднование решено сдвинуть на один день, чтобы... не лить воду на мельницу путинскому режиму. Кто не верит глазам своим, может лично ознакомиться с методичкой украинского Госкомтелерадио, мы же приведём отрывок: «День Победы выполняет важную для режима Путина функцию инструмента реабилитации советского прошлого, победой над нацизмом оправдывают величайшие преступления советской власти и лично Иосифа Сталина. Такое оправдание нужно руководству страны, которое основой современной идеологии России ставит идею восстановления Советского Союза». Ну и конечно же День Победы важен для Путина ещё и как инструмент «усиления идеологического влияния России на постсоветском пространстве», что в свою очередь, «становится основой для пророссийских и антигосударственных настроений в Украине».

Ну если самой хунте от такого объяснения как-то спокойнее становится на душе — и то ладно. Хотя здравый смысл как-то уж больно навязчиво подсказывает, что дело тут вовсе даже не в Путине, который быть может ещё и подумает над идеей, как «использовать» День Победы в деле « усиления идеологического влияния России на постсоветском пространстве». Дело-то как ни крути нужное. Но скорее все же дело действительно не в Путине, а в его, так сказать, «недоколлеге» Турчинове, чей отец в годы Второй Мировой, как оказалось, будучи взятым в плен, работал на фашистов. Обстоятельство это, согласитесь, куда как более весомое и даже без учёта того факта, что нынешние неофашисты чувствуют себя на Украине вполне вольготно, многое объясняющее...

Новую «гуманитарную» инициативу украинских властей в беседе с обозревателем KM.RU оценил известный публицист, автор бестселлера «Почему Россия не Америка», полковник запаса Андрей Паршев:

- Сами по себе понятия «проукраинские» или «антиукраинские» настроения имеют отношение не к украинской территории, не к украинскому народу и даже не к украинскому государству, а к украинскому мифу. То есть некоему комплексу разного рода теории о том, что «Украина — не Россия», что это совсем другая цивилизация. Этот миф на самом деле очень обширный и давний.

Поскольку современная Россия представляет собой по большому счету некое продолжение Советского союза, хоть и в изменённом заметно виде, стало быть и данный украинский миф обязан входить в противоречие с, как ни крути, объективной реальностью, которая лежит в основе российской идеологии относительно Второй мировой войны. И первое, что провозглашает украинская политическая мифология — это отрицание решающей роли Советского союза в победе во второй мировой войне. Второе — отрицание того, что Украина выступала на этой война как неотъемлемая часть Советского союза наравне с другими республиками и занимая, соответственно, совершенно четкую антифашистскую линию.

Этот украинский миф внутренне очень противоречив, он пытается объединить в себе какие-то порой взаимоисключающие положения. Связано это очевидно с тем, что само по себе украинское государство очень неоднородно и включает в себя собственно историческую Малороссию, русские области — Новороссию, а также отчасти бывшие польские и румынские земли на Западе. Так вот если Киев и окрестности, а также восток занимали единую позицию по войне с фашистской Германией, то определённой части западной Украины присуща прямо противоположная позиция.

При этом надо понимать, что этот украинский миф в значительно своей степени прозападный. Но хотя некоторая часть западноукраинских политических сил занимала и занимает последовательную профашистскую позицию, признавать им это не совсем удобно, невзирая на всю снисходительность со стороны Запада. И вот теперь мы наблюдаем за попыткой создания некую промежуточную позицию. Так что и отношение к празднику Победы там очень двойственное. Все же праздник этот отмечается в Европе, стало быть совсем уж полностью от него отказаться вроде как нельзя, но есть некие формальные приёмы, как можно не отказываясь от самого праздника тем не менее максимально обособить его от того Дня Победы, что празднуется в России. Один из способов — перенести на 8 марта.

На спасение этого украинского мифа Западом направлены все возможные усилия, действие которых распространено далеко за пределами своих национальных территорий. Но оно-то как раз и борются с объективными представлениями народов о Второй мировой войне и потому бессмысленно апеллировать к ним с тем, чтобы они урезонили или как-то усовестили украинские власти, которые решили своеобразно «отметить» победу над фашизмом.

Но это ни в коем случае никакое не «внутреннее дело» самой Украины! Во-первых, кто бы вообще говорил сейчас о том, что у Украины есть какая-то суверенная внутренняя политика. Во-вторых, вся эта деятельность по корректировке народной памяти, по выхолащиванию из неё триумфа Великой Победы лежит в русле тревожной тенденции реабилитации фашизма. Причем фашизма специфического, избирательного, направленного против всего российского и русского. Естественно это нас — в России — затрагивает с особенной силой и потому нам-то в первую очередь никак в таких случаях молчать нельзя...

- Украинское ТВ, как следует из опубликованной Госкомтелерадио методички планирует на праздник 9 мая показать лишь два советских фильма «В бой идут одни старики» и «Проверка на дорогах». Чем обусловлен такой выбор?

- Решение все же показать в праздничные дни ленту «В бой идут одни старики» - это по большей части именно уступка украинскому народу, поскольку сам фильм-то этот украинский и сыгравший в нем Леонид Быков — уважаемый актер на Украине, хотя со стороны нынешней киевской власти и были некоторые поползновения против его памяти основанные на общей антирусской волне.

Что касается «Проверки на дорога», фильм этот довольно сложный, неоднозначный и не сказать чтобы патриотичный. Он пусть хоть и очень отчасти, но тоже работает на дискредитацию нашей Победы. Хотя в сравнении с некоторыми современными фильмами о войне он однозначно очень выигрывает. Да и в данном случае выбор этого фильма модно рассматривать как двойной реверанс — как просто ценителям хорошего советского кино о войне, так и националистам.