ЧАСТЬ

ПЕРВАЯ

«Макулатура – это не бумага, а то, что на ней написано»

Неизвестный философ конца ХХ века

Глава 1

В городе Г-тауне стояла прекрасная тихая и нежная мартовская ночь 1989-го года, одна из тех ночей, которые так впечатляют поэтов и художников. Возможно, на небе даже сияли крупные чарующие звёзды (куда им деться-то?), но тусклый звёздный свет не мог пробиться сквозь плотную Г-таунскую атмосферу.

Кстати, эта атмосфера заслуживает того, чтобы ей посвятили пару строк. Ведь это настоящая кладовая! Она содержит практически все элементы знаменитой таблицы незабвенного г-на Менделеева – от водорода до радона! А некоторые граждане утверждают, что в Г-таунской атмосфере имеют место находиться также и актиний, плутоний, протакти… Но тут эти не в меру разговорчивые знатоки как правило исчезают, не успев выложить все свои познания. Ходят слухи, что они перебираются в места с более здоровым, хоть и суровым, климатом…

Впрочем, вернёмся в ту ночь, которая положит начало всем событиям этой книги.

Город Г-таун мирно спал после напряжённого трудового дня. Лунный свет с трудом пробивался сквозь мощные облака сероводорода, фенола, формальдегида, шестивалентного хрома и прочих рукотворных веществ и смесей, окрашивая всё вокруг в самые причудливые цвета. Улицы были подёрнуты изумрудно-зелёной дымкой, и редкие неразбитые фонари горели в туманной мгле словно огни святого Эльма. Глухая, будто ватная, тишина, нарушалась только мартовскими криками котов на невидимых в густом дыму крышах.

Сержант Чмаров, неудобно скорчившись, сидел за баранкой патрульного «бобика» и сонно смотрел в тёмную муть. Вспыхивающий время от времени огонёк сигареты освещал насупленные брови, кривой нос, тяжёлый подбородок. Сержанта слегка поташнивало, побаливала голова – то ли после вчерашнего, то ли заводы выбросили в атмосферу какой-то особенный «коктейль». Впрочем, нет! На коренных жителей Г-тауна (а Чмаров относился именно к ним) эксперименты с атмосферой особо не действовали. Наоборот, они привыкли видеть, чем дышат, и очень сильно болели и страдали, когда дела забрасывали их в места с относительно чистым воздухом…

Напарник Чмарова, сержант Сосадчий, подрёмывал, развалясь на пассажирском сидении и подложив под голову глыбообразный кулак. Его нос время от времени выдавал замысловатые трели, от чего стёкла машины приходили в резонанс и тонко позванивали. На коленях Сосадчего ласково покоилась «процессуально – правовая процедура», или, как её ещё называли, «демократизатор» - матово поблёскивающая резиновая дубинка.

Чмаров докурил сигарету, приоткрыл боковое окно и щелчком выбил наружу окурок. Хотя в машине висел плотный и густой табачный дым, ворвавшаяся в салон струя уличного воздуха, напоённая ароматами хлористых, азотных, бензольных и прочих соединений, заставила сержанта громко чихнуть.

- А? Что? – вздрогнул спросонья Сосадчий.

- Да всё в порядке… Спи…

- Сколько времени?

- Пять доходит, - глянул Чмаров на светящийся циферблат командирских часов.

- Хорошо! – мечтательно потянулся напарник. - Скоро утро… сменимся… напьёмся!..

- Ну, не так уж и скоро! – вздохнул Чмаров. - Три часа ещё корячиться…

Однако рассвет наступил неожиданно быстро и совсем не по времени. Облака словно вспыхнули изнутри, наливаясь странным пульсирующим светом, засияли сочными яркими красками всех оттенков спектра. Через мгновенье фантастический огонь разлился по всему небу.

- Эт-то ещё что? – ошарашено пробормотал Чмаров, не в силах оторвать глаз от невиданного явления.

- Блин, как бы не…

Оглушительный гул рывком ворвался в уши, заставил сидящих в машине инстинктивно зажмуриться и втянуть головы в плечи. Нарастая с ужасающей силой, гул перешёл в громовой рёв… казалось, сейчас звуковое давление просто раздавит людей… Но вдруг неожиданно всё смолкло – словно кто-то наверху нажал кнопку «mute».

- Эй! – тихонько позвал Сосадчий.

- Чего? – так же тихо отозвался Чмаров.

- Да я так… Просто подумал, вдруг у меня перепонки лопнули… Ты глаза открыл?

- Нет…

- И я тоже боюсь… А если это был ядерный взрыв?

- Да нет… Даже если… Там же вспышка сначала, потом звук…

- Ну, так ведь и было!

- Ну… может, далеко… Теперь уже не страшно… Что, открываем?

- Давай…

Вопреки опасениям сержантов, никаких заметных изменений на улице не произошло. Всё так же обыденно стелился вдоль тротуаров ядовитый дым, так же орали в вышине невидимые коты, занимаясь своими обыденными мартовскими делами.

- А радиация? – опасливо спросил Сосадчий.

- Расслабься! – махнул рукой Чмаров. - Я недавно читал, что у нас тут постоянный фон превышает десять Чернобылей… Так что взрывом больше – взрывом меньше…

- Да, но если война…

- «Если завтра война…» - фальшиво пропел Чмаров. - Что с того, коллега? Наша работа всегда будет нужна! – он ласково погладил дубинку.

- … Шестой, шестой! – неожиданно затрещала рация. - Как слышите, шестой? Доложите обстановку!

- У нас всё спокойно! – отрапортовал Сосадчий. - За время дежурства происшествий не было…

- Не было, говоришь?! А явление что, не наблюдали? Проспали, мать вашу?!

- Никак нет!.. То есть так точно, наблюдали… не проспали…

- Ну и что было?

- Ну… это… свет… гром…

- Это без вас знают, что гром! Что гремело-то, тупица?

- Не могу знать…

- Ну, так узнайте, мать вашу!.. – последние слова начальства потонули в гуле радиопомех.

- Что, поедем смотреть? – глянул Сосадчий на товарища.

- Давай полегоньку…

Машина оглушительно взвыла сиреной и медленно, с остановками, двинулась вперёд. Но как сержанты ни пялили глаза в темноту, так ничего заслуживающего внимания не разглядели.

- Странно… - пробормотал Чмаров. - Рвануло крепко, но ни жертв, ни разрушений… На войну не похоже… Авария какая-то?

- А, может, мафия работает?

- Не, что ты! Нас бы проинструктировали, куда не лезть… А раз велели посмотреть…

- А вон глянь, возле банка люди какие-то шныряют! Давай подъедем, спросим…

- Погоди! – Чмаров резко нажал на тормоз. - Похоже, этим ребятам мешать нельзя! А ну-ка, свяжись с конторой!

- Первый, первый, я шестой! – забубнил Сосадчий. - Первый, вызываю на связь…

- Ну, что там у вас? – сквозь треск помех недовольно спросила рация.

- Возле банка стоит грузовик и несколько легковушек… Какие-то субъекты выносят мешки и ящики…

- Остолопы! Кто вас просил соваться к банку?

- Но приказали же посмотреть…

- Посмотреть, что за взрыв был, а не чем занимаются те, до кого вам дела не, понятно?! А ну, мотайте оттуда, пока не помешали никому! И быстро в управление!

Машина резко развернулась, и, набирая скорость, понеслась по тёмной дымной улице. Вслед ей прогремела запоздалая автоматная очередь…